В этом уверена наша героиня, известная костанайская художница Наталья ХАЛИФАЕВА. В новогодние праздники в картинной галерее открыли её большую персональную выставку. У автора юбилей.
«Природы светлая душа»
Так назвала свою персоналку Наталья. И не случайно, не ради красного словца. В своих работах она действительно восхищается красотой окружающего мира. На выставке сотня работ живописи, акварели, батика, выполненных в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета.
Ее лес, будь то снежная зима или знойное лето, всегда узнаваем. По почерку. Что на полотнах, что на подносах. Очень органично вписывается в канву пейзажных работ и один из излюбленных мастером жанров – натюрморт.
Напомню, Наталья Халифаева – член Союза художников РК, победительница многих творческих конкурсов, лауреат премии Костанайского Клуба меценатов, участница республиканских выставок, автор 11 персоналок. Встретиться в галерее не получилось. Сегодня Наталья из дома ни на шаг. Оно и понятно: в ее мастерской, а это комната в ее же квартире, ремонт. Поэтому наша героиня пригласила к себе в гости.
Но у порога встречала не она. И даже не строители. А больша-а-ая собака хаски. Удивительный пес с голубыми глазами. «Он всегда так знакомится!» – пояснила хозяйка в тот момент, когда четвероногий активно обнюхивал двуногого.
Мамины гены
Вдоволь обтеревшись о ноги и замшевый пиджак пришельца, пес пропустил меня в комнату, нетронутую рукой строителя. Несмотря на ремонт по соседству, в зале было очень уютно. Диван, кресла, шкаф, стол. Главное украшение комнаты... нет, не картины, а живые цветы в горшках. Разговор начали с вопроса, который просили задать наши читатели.
– Наталья, увидим ли мы еще ваши расписанные подносы с датами «2019», «2020»?..
– Для выставок подносы, конечно, есть. А для новых нужны те глаза, что были лет 20 назад, – рассмеялась Наталья.
– Я помню, раньше проблема была в другом. Вас не устраивало качество лака для покрытия подносов. Он был такого цвета, что весенний пейзаж с ярким голубым небом и сочной зеленью превращался в осеннюю непогоду.
– Правда, так и было. А сейчас и лак стали выпускать бесцветный, хороший, но... Хотя недавно я перебирала свои заготовки, нашла много эскизов, которые не воплотила на подносах. Так что, может, еще и появится роспись на жести. Во всяком случае, эскизы не выкинула!
– Так, может, дочери продолжат дело мамы? Они, знаю, увлекались бисероплетением.
– У старшей дочки Зарины сейчас школа-студия ногтевого сервиса. Тоже работа кропотливая, мелкая.
– Мамины гены всё-таки проявляются?
– Да, эдакие картины на ногтях.
– А обращаются за помощью, мол, мама, подскажи сюжет?
– Старшая очень самостоятельная. Уже и сама стала мамой.
– Возможно, и младшая дочь возьмется за кисть? (А она была поблизости. – Прим. авт.)
– Нет, Амине достаточно маминых работ! Мы с мужем уверены: главное, чтобы ребенок стал хорошим человеком. И чтобы ему нравилось то, чем занимается.
Картина – как подвиг
– Вы, несмотря на тихий, спокойный голос и всегда умиротворенный вид, на самом деле человек неугомонный. Вот и ремонт затеяли.
– Моей мастерской уже лет 20. Как въехали в квартиру, так там и работала. Теперь решила обновить ее.
– Так, может, как художник, расписать пол и стены своими руками? Над головой всегда чистое небо...
– Да, и буду в лесу сидеть! (Снова смех). Нет уж, мне больше нравится живопись на холстах. Никогда стены не расписывала. Я художник миниатюрной живописи. Для меня каждая большая картина – как подвиг. Все веточки тонко прописываю, мне важны детали.
– Сегодня вы увлечены пейзажами, судя по выставке. Часто выезжаете на пленэры?
– Я дачница. Да и потом, подсмотреть сюжет можно и у нас в Костанае. Поглядите, сколько сейчас красивых елочек, сосен! Всё в снегу, всё такое воздушное. А лиственницы как богато смотрятся! Я гуляю очень рано с собакой или очень поздно. И на фоне темного неба очень здорово смотрятся деревья в снегу. Наслаждаюсь видами. Если бы еще не было высоких пеньков, как в Костанае на всех улицах, то у художников было бы больше вдохновения.
Чего не сделаешь ради искусства
– У вас в квартире, как вижу, очень много зелени. Увлекаетесь комнатными растениями?
– Да, но не все цветы меня любят. В основном пальмы, фикусы, монстеры, гибискусы, кстати, персиковые. Кливия меня радует, она два раза в год цветет такими невероятными зонтиками из тюльпанчиков. Еще есть эхмея, очень редкий цветок с голубым колосом, но с трагической судьбой: растение выпускает цветок-колос, разрастается детками и... гибнет.
Всегда любила цветы. Допустим, вот этому молочаю (на фото за спиной дочки) давно за 30 (!) лет. Есть такой же древний декабрист. А еще мне уже в феврале рассаду сажать.
– ?!
– Хочешь, чтобы было хорошо, сделай сам. Из той рассады, что мы покупаем, неизвестно что вырастает. Те же клубни пионов сколько раз покупала, всего один раз соответствовал цветок картинке. Обидно, что нас обманывают.
– Среди ваших ролей на первых позициях, как и прежде, мама, жена, хозяйка, а потом художник?
– Да, обязательно. А еще я собачница.
Тут хаски, сидевший здесь же, словно понял, о ком речь, не выдержал такого долгого невнимания к себе и... запел. Не завыл, не загавкал, а именно запел.
– Его имя Олаф, ему шесть лет. По легендам, король с таким именем был и веселый снеговик из мультфильма. И наш Олаф такой: когда захочет – король, когда решит повеселиться – снеговик. Вот и сейчас он так с нами разговаривает. Кстати, слово «мама» говорит.
Маленький кусочек сыра в руках хозяйки – и Олаф в идеальной позиции «сидеть». А когда Наталья попросила пса – «давай поговорим» – тот сразу же выдал четкое и членораздельное: «ма-ма!»
Это он так ненавязчиво напоминает, что пора готовить обед!
И художница Халифаева, которая умеет видеть за горизонтом обыденного, через секунду стала домашней хозяйкой Натальей, которая знает, чем порадовать родных за обеденным столом.