Как сделать тяжелый спорт бизнесом и почему телостроительство не главная цель тренировок. Говорим с основателем одного из первых кроссфит-залов в Казахстане «Gazgolder» Денисом МИЩУРОМ (на снимке).
– Денис, перед Новым годом ваш клуб принимал участие в очередном челлендже. Расскажите подробнее.
– Он называется «1000 ton Challenge». Его придумали наши друзья из екатеринбургского ReebokCrossfit. Мы поддерживаем его с 2013 года. Суть в том, что спортсменам дается упражнение со штангой. И в течение часа все кроссфит-залы в СНГ одновременно его выполняют.
Мы наприседали на 278 кг и заняли 65-е место из 119. Самый лучший результат показали ребята из Сургута – 720 кг. Но их было около 200 человек, а нас – 23. Поэтому мы все равно довольны собой.
Если говорить в целом, то все залы набрали 31,5 тысячи тонн. А это один девятиэтажный дом, 102 ракеты-носителя «Союз» и 194 боинга-737. Впечатляет, правда?
– Со стороны кажется, что в кроссфите очень много внимания уделяется именно этой командности.
– Так и есть. Это очень специфичный спорт. Мы ждем не всех и не каждого, а только людей, нацеленных на результат. Но у нас находят себя и новички, и профессионалы. Бок о бок работают пять категорий подготовки. И такая совместная борьба с собой, через усилие и сопротивление, конечно, сплачивает людей.
Я подписан и слежу за множеством залов в СНГ и нигде не видел, чтобы стены были украшены фотографиями. А на наших баннерах – тренировки, праздники, выезды, соревнования. Такие теплые воспоминания о важной части жизни. Последний баннер, который висит уже два года – это, пожалуй, моя самая большая гордость. Первое и второе места среди коллективов физкультуры в эстафете на призы «Костанайских новостей». Горжусь, что смог собрать 50 человек, которые, несмотря на занятость, смогли прийти и показали такой результат. Даже в школах сложно собрать и воодушевить такое количество людей. А тут взрослые люди. Здорово.
– Есть ли чей-то личный результат, которым вы как тренер гордитесь?
– Моя супруга Кристина заняла первое место на этапе Кубка Азии среди любителей. Раньше она спортом не занималась никогда.
– В чем принципиальное отличие кроссфита от традиционных тренировок на тренажерах?
– В разнообразии и всестороннем развитии человека. Тренажеры – это только лишь про телостроительство, а кроссфит – про здоровье. Физическое и духовное. Здесь можно не только похудеть или набрать вес, но и получить то, что пригодится и в обычной жизни. Силу, гибкость, ловкость, выносливость. И плюс сообщество. В обычный зал ты пришел, поздоровался и занимаешься сам или с тренером. А здесь постоянно работаешь с людьми. Плюс есть лидер-борд, доска, на которой расписана программа на день и достижения. Новичок может сравнить себя с другими новичками. И анализировать свой прогресс.
– То есть прийти заниматься может каждый?
– Абсолютно. Вне зависимости от уровня подготовки, возраста или медицинских показателей. Программа подбирается под человека. У нас есть Алексей, которому в феврале поставили диагноз, с которым тренировки запрещены. Проблема с коленями. Но в августе он съездил на соревнования и достойно выступил. Нагрузка была подобрана под него. Он не делал приседаний. Броски мяча выполнял сидя. Занимался по индивидуальной и безопасной программе.
– Но тренажерный зал открыть было бы гораздо проще. Почему выбрали именно кроссфит?
– А я и открывал тренажерный зал, но он почти сразу трансформировался в кроссфит. Я работал преподавателем спецдисциплин в Костанайском индустриально-педагогическом колледже. Был чемпионом области по легкой атлетике. Спортсменом, но очень худым. За мышечной массой пришел в зал при колледже. И со временем стал там тренером.
Один из моих клиентов, Денис Зайцев, предложил мне уйти из колледжа и открыть свой зал. Я согласился. Закупили тренажеры. Но тогда начало активно развиваться русскоязычное кроссфит-сообщество. Я увлекся этим и перестроил план работы. Первый кроссфит-зал в Казахстане открылся в Алматы в августе 2013-го. Мы появились в октябре того же года.
– А методику тренировок откуда вы брали?
– Ребята в России перевели кроссфит-гайд, который подробно объяснял, как строить тренировки. Мы постоянно общались, обменивались мнениями. Плюс я ведь преподаватель физической культуры с высшим образованием.
– То есть человеку вне спорта очень сложно будет прийти в спортивный бизнес?
– Если только в качестве инвестора. Но нужно все равно понимать основы и увлекаться этим.
– А всякий ли спортсмен может стать бизнесменом?
– Тоже нет. Поэтому тут важно партнерство, как вышло в нашем случае. Небольшие ошибки если и были, то мы совершали их вместе. Первое время вкладывали деньги не туда, куда нужно. В интерьер, зеркала, тренажеры, которые потом продавали. А нужно было бы в оборудование для тяжелой атлетики. Например, наша гимнастическая рама, которой мы сейчас гордимся и на которой могут одновременно заниматься 50 человек, изначально была сделана неправильно. Мы пару лет на ней поработали и поняли, что надо что-то менять. Я сам ее сконструировал, и мы ее заказали.
– Спорт – прибыльный бизнес?
– Если ему полностью отдаваться, то да. Хотя у нас не такие расценки, как в тренажерных залах. Там человек отдельно платит за абонемент зала, отдельно – за работу тренера. А у нас за один абонемент тренер ставит программу и следит за ее выполнением в зале. В прошлом году мы купили два тренажера – велосипедный и для гребли. Каждый стоит полмиллиона тенге. То есть у меня дважды была возможность поменять личный автомобиль, но любовь к делу оказалась выше личных амбиций.
– Планируете расширяться?
– Пока не знаем. Хотя мы и ограничены своим залом и не можем выполнять некоторые упражнения. Например, броски мяча на четыре метра, а у нас потолок – три метра. В Москве, куда мы часто выезжаем на соревнования, кроссфит-залы расположены в ангарах в промышленных зонах. Не в спальных районах. Неудобная локация, но люди все равно приезжают. Самый большой кроссфит-зал в Азии находится в Алматы. В ангаре площадью четыре тысячи квадратных метров. Конечно, это мечта, но пока еще далекая.
– Никогда не чувствовали, что вам надоело это дело?
– Наоборот. Я никогда не бываю настолько спокоен и доволен, чтобы оно могло мне надоесть. В голове куча идей, как сделать тренировки эффективнее и что еще нового внедрить. Недавно мы открыли направление для детей. Тоже занимаются кроссфитом. Я не разделяю жизнь и работу. Спорт – это и хобби, и потребность, и дело, которое приносит доход. Внутри постоянно какое-то чувство жжения, которое позволяет двигаться и развиваться.
– Как это совмещать с домом и семьей?
– Моя семья в спорте со мной. С утра мы тренируемся с супругой. Дети рядом с нами. Вечером на моих личных тренировках сыновья тоже со мной. Нет смысла говорить ребенку, чтобы он шел на тренировку, если ты сам лежишь на диване. А так ты занимаешься, и ребенок хочет быть на тебя похожим. Сыновья у меня еще ходят на плавание. И потому что это очень развивающий спорт, и потому что важный жизненный навык. Детьми нельзя помыкать, на них нельзя давить. Нужно просто делать самому, чтобы они тебя уважали и хотели так же.
– Вы иногда пишете у себя на страницах в соцсетях о своих книжных вызовах. Сколько смогли прочитать в 2018 году?
– Из запланированных 60 книг только 30, к сожалению. Большую часть, конечно, прочитал зимой. Ведь летом занят еще и на даче, которая тоже то еще развлечение.
– Просто опровергаете стереотип о спортсменах, которые не любят интеллектуальный отдых.
– Я сейчас скажу как преподаватель. Главная задача физической культуры – всестороннее развитие человека с высоким потенциалом и нравственностью, готового к общественному труду. И к тому, чтобы быть полезным родине. Высокие слова, но в них правда. Я вижу свою цель именно такой.