Изменение климата непредсказуемо, несет в себе потенциальные угрозы, но вместе с тем открывает неведомые еще горизонты.
В частности, в земледелии. Костанайская область может стать житницей в плане выращивания овощных и плодово-ягодных культур. О том, каких именно, и что для этого нужно делать, говорим со старшим преподавателем кафедры экологии КГУ, магистром биологии Сергеем КОЖЕВНИКОВЫМ.
«Без воды ни туды и ни сюды»
– Сергей Константинович, начнем с главного. Сельское хозяйство – ведущая отрасль экономики, но оно немыслимо без воды. Как обстоят дела с водными ресурсами в Казахстане в целом и в нашей области, в частности?
– Казахстан неоднороден. Север, то есть мы, достаточно богат водой, как и восток, где протекает Иртыш. На западе страны ситуация сложнее, небольшой объем воды дает Урал, что во многом обусловлено деятельностью промышленности Уральского региона России и засушливостью климата Западного Казахстана. На юге сильную сумятицу в вопросы регулирования водных ресурсов вносят спорные ситуации с соседями. Узбекистан – страна преимущественно аграрная. Для него вода – вопрос жизни и смерти, есть споры и с Кыргызстаном. В нашей области мы также видим аналогичную неоднородность: например, основной источник пополнения торгайских водоемов – талые воды, объем которых зависит от того, снежная ли была зима. В Узункольском и Сарыкольском районах существует проблема с подземными водами. Дело в том, что чаще всего они соленые. Там традиционно водоснабжение осуществляется с помощью водовода с Ишима.
– Мы привыкли к тому, что сельское хозяйство у нас – это преимущественно зерновые…
– А вместе с тем в области есть определенные ресурсы для развития поливного земледелия. До сих пор на картах Google можно увидеть остатки еще советской арычной системы. Арыки и накопительные бассейны для орошения тянулись вдоль больших водохранилищ и поймы Тобола. Многие советские хозяйства занимались возделыванием овощных культур. Еще в начале девяностых приезжали аграрии из Израиля и говорили: вы с вашими почвами и водными ресурсами можете кормить полмира. Но сегодня арыки заброшены, местных овощей, за исключением картофеля и моркови, практически нет. Однако арычные системы еще окончательно не пришли в упадок, их можно восстановить.
Это не фантастика!
– Тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, кто этим должен заниматься, и будет ли рынок сбыта? Сегодня ведь овощи едут к нам отовсюду, в основном из Китая.
– Для того чтобы заинтересовать крестьян, нужны специальные госпрограммы именно по плодово-ягодным и овощным культурам. Без государственного финансирования о промышленных масштабах нет и речи. Насчет рынка сбыта. Тот же Китай мог бы закупать овощную продукцию у нас, если она будет экологически чистая. В советское время, например, мы отправляли овощи на север. Главное, что мы смогли бы покрыть собственную потребность в таких овощах, как помидоры, огурцы, даже арбузы. И это не фантастика, потому что за последние двадцать лет произошло сильное изменение климата. Практически не стало морозов за тридцать пять градусов, а это значит, что те культуры, что прежде были немыслимы для нас, сегодня можно выращивать.
– Например, какие?
– Землянику! Наши дачники уже вовсю экспериментируют. Такие сорта земляники, как Вима Занта, Фестивальная, Зенга-Зенгана дают неплохой урожай. Но это на даче, скажете вы, и будете правы. Огороды в основном хорошо защищены от ветра. Но почему бы не выращивать землянику на фермах, в местах, защищенных лесным фондом? Попутно, конечно, придется решать много проблем в комплексе. Во-первых, необходимы будут работы по районированию сортов, селекции. Во-вторых, надо восстанавливать лесозащитные полосы. Высаженные когда-то тополя, мелколистные вязы уже завершают свой век, посадки надо восстанавливать. Что касается земляники, нужно заниматься селекционной работой. Например, Вима Занта не переносит транспортировки на дальние расстояния, а Альбион хорошо транспортируется. Отличаются они и морозоустойчивостью. Здесь важно не повторить грустный опыт посадки у нас колонновидных яблонь на приусадебных участках, которые хорошо растут в районе Магнитогорска и Свердловской области, а у нас вымерзают. Этот сорт яблони не выносит сильных зимних ветров. На Магнитке горы, у нас степь, вот и весь ответ.
Нужно жить СЕГОДНЯ
– Может быть, подождать еще лет двадцать, когда станет совсем тепло?
– В изменении климата есть и минусы, и плюсы. Зимы стали мягкими, но малоснежными. Среднегодовое количество осадков, казалось бы, осталось прежним, но за счет более частых дождей в другие месяцы. Как климат будет изменяться дальше, никто предсказать не в силах. Когда-то викинги доплыли до Гренландии, основали там колонии. Они так назвали этот остров потому, что это значит «зеленая земля». В ту пору часть острова еще не была покрыта льдами, следовательно, климат был теплее, чем сейчас, а заводов и фабрик не было. Какие механизмы влияют на потепление климата, на оледенение? Только ли человеческий фактор? Доподлинно не известно. Многие факты говорят о том, что изменения климата, подобные нынешнему, – цикличны и заложены в природе планеты. Поэтому ждать не надо. Нужно жить и выращивать то, что позволяет земля, уже сегодня.
Беседовал Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото из архивов К.ВИШНИЧЕНКО и «КН»