Именно он зачастую становится причиной серьезных проблем со зрением. Заставить «лентяя» работать важно в детстве. О деталях говорим с врачом-офтальмологом «Элит-оптики» Замзагуль ОНЖАНОВОЙ.
Наверстать упущенное
Темирлану Жолгасбаеву 25 лет, и его диагноз – тот самый ленивый глаз. Доктор Онжанова осматривает его широкие зрачки с помощью авторефрактометра. Эту процедуру, оказывается, может пройти даже трехмесячный ребенок. В арсенале врача единственный в области аппарат, который способен снять все параметры глаза на расстоянии. Итак, что на экране? Правый глаз Темирлана видит на 100%, а вот левый – всего на 35.
«Будем наверстывать упущенное», – говорит парню офтальмолог, подбирая комфортные линзы для коррекции. Молодой человек с шести лет носил очки от врожденной дальнозоркости. Зрение стало чуть лучше, но в подростковом возрасте, когда кто-то стал над ним смеяться, от очков отказался. И это было ошибкой, уверена Замзагуль Онжанова.
– Ленивый глаз – так заболевание называется в народе. В медицине это амблиопия. Она развивается чаще всего на фоне врожденной дальнозоркости, то есть плюсового зрения, – поясняет Замзагуль Хожановна. – Если бы Темирлан не перестал носить очки, амблиопии бы избежал. Очки помогают глазу не лениться, заставляют работать сетчатку. К 18-20 годам помогают восстановить зрение, и тогда про очки можно забыть навсегда.
Обычно коррекцию начинают делать детям с 2,5-3 лет. Особенно если ребенок спокойный. Буянит малыш – за очками можно прийти лет в 5-6, но прийти нужно обязательно.
– Очки дадут большую информацию глазу, – раскладывает по полочкам врач. – Если одну руку привязать, а только второй работать – что случится? Она высохнет, атрофируется. Так же и глаз. Если он видит плохо, информация в глаз не попадает, зрение становится хуже.
Успеть до школы
Амблиопия раньше не выявлялась лишь потому, что ее не диагностировали. Не было столь сильных аппаратов. Сегодня этот диагноз чаще всего обнаруживается случайно на приеме у офтальмолога.
– Замзагуль Хожановна, обычно в поликлинике ребенка первого года проверяет окулист...
– По стандартам врач проверяет ребенка до года на наличие опухоли и других патологий, чтобы выявить их как можно раньше и раньше начать лечение. Это ретинобластомы, врожденные глаукомы, новообразования, ретинопатия недоношенных. А на рефракционную патологию не обращают, как правило, внимания. Тем более что она лучше всего проявляется к трем годам, когда ребенок начинает осознанно смотреть. Тогда мама замечает, что малыш начинает косить. Тот глаз, который хуже видит, от бездействия начинает уходить в сторону – влево или вправо. Это один из первых симптомов амблиопии.
– Обнаружив в три года, успеваем откорректировать зрение ребенку?
– Три года – идеальный возраст для коррекции. Ребенок уже картинки назовет, с ним легче работать, общаться. Если мама приводит ребенка и в год, и в два – тоже не проблема. Главное, если врожденная дальнозоркость была у кого-то в роду – обязательно проверьте ребенка как можно раньше.
– До какого возраста не поздно обратиться к врачу?
– Хотя бы в начальных классах. В среднем звене ленивому глазу становится хуже. Школьная нагрузка, гаджеты... Амблиопия быстро развивается. Был у меня пациент 14 лет. Глаз плюс 7 – плюс 6. Благодаря его маме, которая настойчиво выполняла все рекомендации, зрение у мальчика улучшилось до плюс единички. Родителям, когда выявляем это заболевание, всегда советую набраться терпения.
– Причины генетического заболевания известны?
– В мировой медицине причины не определены. Как плохо изучена и другая разновидность амблиопии – нерефракционная. Смотришь, плюса нет, минуса тоже, глазное дно зрительного нерва не атрофировано, а проблема есть.
P.S. Темирлан в новых линзах прохаживается по кабинету. Чтобы почувствовать, подружились ли его глаза в очках. На контроль к офтальмологу он придет в июне. Замзагуль Онжанова надеется, что к этому времени будут подвижки. Увидимся с Темирланом летом – проверим.