Почему не поступить в вуз мечты – это не провал, а возможность и кто сегодня продвигает молодую науку Казахстана? Разговор с биомедиком, преподавателем Назарбаев Университета, победительницей первого сезона проекта «100 новых лиц» нашей землячкой Зариной САУТБАЕВОЙ.
Doers и thinkers
– Зарина, вы сейчас больше медик или все-таки преподаватель?
– Моя позиция правильно называется «инструктор биологии». Преподаю в Школе наук и технологий Назарбаев Университета. Мой научный проект по исследованию циркулирующих микрочастиц у пациентов с колоректальным раком завершился. Сейчас я помогаю исследовательским группам проводить работу на оборудовании, на котором умею работать. И преподаю.
У меня были отличные примеры – Наталья Сергеевна Бартенева и Иван Андреевич Воробьев. Люди, у которых всегда горят глаза, а их мозг выдает миллиард идей. Очень хочу в будущем уметь так мыслить. В английском языке в науке есть разделение на doers (люди действия) и thinkers (мыслители). Я сейчас отношу себя к «дуерам». Тем, кто следует протоколу и проводит эксперименты. Трансформация в мыслителя – процесс непростой, но это та точка, к которой стремятся все.
– Когда говорят об онкологии, чаще всего обсуждают позднюю диагностику...
– Да, потому что это основная проблема. Зачастую уже невозможно вылечить. Только поддерживающая терапия. Поэтому сейчас основное направление во всех ведущих университетах – научиться как можно раньше диагностировать рак. Хотя большую роль здесь играет менталитет. Наше старшее поколение очень неохотно идет к врачам. Говорят, что «найдут еще что-то». То есть много зависит от осознанности самого населения. Это же ваш организм. Вы сами за него несете ответственность.
Не надо ждать пять лет, чтобы пройти скрининг. Выделите раз в год неделю, чтобы пройтись по врачам. Рак – это мультифакториальное заболевание. Одна-единственная причина не может вызвать его. Это обязательно совокупность причин. Окружающая среда, условия труда, генетическая предрасположенность, стресс...
– Ваши исследования как-то применяются сегодня для работы с онкозаболеваниями?
– У науки есть базовое и прикладное направления. Для того чтобы заниматься прикладной наукой, нужно сначала на должном уровне развить базовую. Например, чтобы фармакологи могли разработать лекарство и выпустить его в мир, нужно до этого провести множество исследований и сделать какие-то выводы. Я занималась базовой наукой.
– Наука становится популярной. Люди интересуются соответствующей литературой, ищут ответы на вопросы...
– Интересоваться наукой, знать, по каким законам работает организм – это, конечно, очень хорошо. Потому что иногда люди от незнания совершают ошибки. Например, некоторые родители отказываются от прививок для своих детей. Хотя вакцинация остановила многие заболевания. Например, оспу.
Решение за тобой
– Как вы пришли в эту сферу?
– Мой папа – директор школы, мама – учитель. Но они никогда не довлели надо мной в плане учебы. Папа всегда говорил: «Ты сама принимаешь решение. Ты умный и взрослый человек». И так было с самого детства. Поэтому сейчас если что-то у меня не получается, то я не буду ни на кого переводить стрелки, а начну в первую очередь копаться в себе.
Медицина меня интересовала всегда. Во многом благодаря тому, что у меня перед глазами был пример. Старшая сестра моего папы Садыкова Разия Шакиржановна очень уважаемый акушер-гинеколог не только в Лисаковске, где она живет, но и во всей области и даже республике. Это человек, который абсолютно гармонично совмещает прекрасные семейные отношения и колоссальный профессионализм. Я всегда мечтала быть на нее похожей. Собиралась поступать в медицинский, но так получилось, что попала в биомедицину. Эта наука только развивается, и в определенной степени это был вызов. Но мне всегда интересно там, где сложно.
– Так получилось?
– Да. Я заканчивала гимназию им. Горького в 2006 году. Шла на золотую медаль. Но в аттестате все-таки была одна четверка. По математике. Профильным предметом на ЕНТ у меня был английский. Тогда можно было сдать любой профиль и выбрать любой вуз, если ты обладатель золотой медали. Я таковым не стала. И со своим английским языком и одной четверкой поступила на переводческое отделение в КГУ им. Байтурсынова, где добросовестно проучилась два года. Даже первой в потоке сдала ПГК. А потом пересдала ЕНТ, получила одни пятерки и подала документы на «Болашак». Так попала в Университет Манчестера, где училась уже биомедицине.
– Часто выпускники гимназий говорят, что «остаться учиться в Костанае – это провал». Это так?
– Я тоже так сначала считала. На самом деле, не случись та четверка по математике, я бы сегодня не имела всего того, что есть у меня сейчас. Помогло опять-таки заложенное в меня родителями стойкое убеждение, что все зависит только от моих действий. Я поняла, что это трудность, которую нужно преодолеть. Что я все равно стану медиком, если хочу этого. Скорее эти два года мне еще больше помогли увериться в том, что я не хочу быть никем другим.
В Европе и Америке очень популярно понятие gap year, когда после окончания школы человек год не поступает в вуз. Путешествует, подрабатывает, ищет себя. У нас это сделать сложнее, потому что для поступления нужны актуальные результаты ЕНТ. Но думаю, что если бы я после окончания школы взяла свободный год, то потом поступила бы так же.
– Как вы пришли в преподаватели?
– Закончила научно-педагогическую магистратуру в Евразийском национальном университете им. Гумилева. Видимо, учительские гены берут свое, потому что мне очень нравится это дело. Я получаю удовольствие от работы со студентами. Они каждый раз мотивируют знать больше, у них интересные мысли, вопросы. Мы дискутируем, ищем ответы. Это здорово.
Фундамент
– Замечаете, что сегодня выпускники школ более мотивированы, чем лет десять назад?
– Конечно. Они уже в 8-9 классах знают, в какой вуз будут поступать. Думаю, что вот в этом положительное влияние Интернета и глобализации. Думаю, среди них будет гораздо меньше людей, которые скажут: «У меня корочка юриста, но я пойду работать в другую сферу».
– Многие действительно уходят, например, в сферу красоты. Потому что там можно заработать больше.
– То, что люди, которые делают ногти, зарабатывают больше, чем учитель – это, на мой взгляд, проблема государства. Военные, люди образования и медицины – это наш фундамент. Их труд должен вознаграждаться по существу и даже сверх него. За рубежом учителя и врачи – топовые сотрудники. В Штатах все хотят быть врачами, потому что это престижно и высокооплачиваемо.
– Вы часто упоминаете слово «осознанность». Что вы в него вкладываете?
– Это когда вы отдаете себе отчет в том, что делаете, и понимаете, что это может повлечь за собой. Я сейчас увлекаюсь йогой, и понятия гармонии, осознанности, нахождения здесь и сейчас для меня очень важны. Йога – тот рычаг, который приводит меня в некий баланс.
– А о чем вы говорили, когда были спикером на встрече Президента РК с первыми ста новыми лицами?
– Просто рассказала о том, чем я занимаюсь. Меня недавно спросили, за что я благодарна Президенту, я ответила: за программу «Болашак». В Великобритании все были в шоке, что обучение мне оплачивает государство, что я не должна ничего возвращать, а нужно только лишь вернуться домой и работать. В тех же Штатах люди до 40 лет сидят в кредитах за высшее образование. Эти обязательства очень мешают многим накопить и жить так, как хочется.
– В преддверии Международного женского дня – готово ли наше общество к тому, что женщина может быть успешной?
– Не до конца готово. Многие до сих пор считают самым большим достижением в жизни женщины – успешный брак. Хотя все можно грамотно совмещать. Как делают моя мама и моя тетя. Брак не самоцель, а серьезный шаг, подходить к которому нужно осознанно.