В Костанае перепродают автомобили, угнанные в России. Мы стали перевалочной базой незаконного бизнеса?
Маяк помог
В редакцию «КН» россиянина Андрея БАЖИНА (на снимке) заставила обратиться безысходность. А как иначе сказать, если его многочисленные попытки разрешить возникшую проблему всякий раз оборачивались пшиком? Хотя было очевидно, что ситуация явно не относилась к разряду очень сложных. В основном требовалось лишь желание полицейских расставить точки над «i». Впрочем, давайте по порядку.
В сентябре прошлого года Андрей решил передать в аренду свой автомобиль ВАЗ 217030 («Лада Приора») некому гр. Ю. Он оказался недобросовестным арендатором: вскоре перестал платить и даже отвечать на звонки. Словом, исчез из видимости Бажина. Но только не машина. Дело в том, что на ней был установлен маяк системы слежения «ГЛОНАСС». И благодаря ему Андрей узнал, что принадлежащая ему «Лада Приора» уже в Костанае.
В конце сентября россиянин приехал в наш город и нашел машину в одной автомастерской. Причем сделать на ней небольшой ремонт попросил отнюдь не гр. Ю., а совсем другой человек. Чтобы забрать свой собственный автомобиль, Бажину пришлось обратиться в полицию.
В Северном ОП УВД г. Костаная его допросили и пояснили: пока будет идти расследование, «Приора» будет находиться на специализированной штрафстоянке. Андрей порадовался успешному завершению дела и, вернувшись домой, стал ждать, когда полицейские сообщат, что он может забрать авто. Но ожидание растянулось на месяцы вместо обещанных нескольких дней.
Хэппи-энд
Мы ознакомились с предоставленными документами и отправили в департамент полиции области официальный запрос с просьбой объяснить причины, по которым уже несколько месяцев длится это расследование. Что мешает полицейским вернуть машину законному владельцу? И не придется ли ему оплачивать услуги штрафстоянки?
Вскоре получили ответ: поскольку автомобиль стал объектом преступления, то А. Бажин от оплаты за сохранность машины на спецстоянке освобождается. Что касается расследования, то тут, дескать, были проведены следственные действия. А еще, говорилось в ответе, 27 февраля т.г. А. Бажин приглашен к начальнику Северного отдела полиции для беседы. Более того, решается вопрос о возврате автомашины законному владельцу.
Именно так и произошло: в указанный день Андрей приехал в Костанай, несколько часов провел с полицейскими, потом забрал свой автомобиль и к вечеру отправился на нем домой. Был очень рад, что наконец-то закончились мытарства. И с улыбкой рассказывал нам, что в полиции его, оказывается, даже заподозрили в неблаговидных действиях. Мол, а может быть, ты в самом деле продал машину без оформления, а теперь просто хочешь забрать ее назад! Правда, эта версия особо не будировалась. Так что ему пришлось подождать, пока сделают еще какие-то экспертизы, после чего машину отдали.
В принципе, можно сказать, что эта история со счастливым концом. Если бы не 5-месячная проволочка со стороны наших пинкертонов. А если бы газета не вмешалась, дни ожидания перешли бы в годы?
Найти – не значит забрать
Эта история лишь верхушка айсберга. В феврале 2019 года информационный портал Zakon.kz со ссылкой на Первый канал Евразию рассказал, что у жительницы Екатеринбурга А. Русановой угнали иномарку. А спустя какое-то время пострадавшая нашла свою машину на сайте объявлений… Где? Опять в Костанае. Под видом покупателей ее семья приехала в наш город и тщательно осмотрела автомобиль. И их сомнения исчезли, ведь угонщики даже не выбросили из багажника вещи настоящей автовладелицы.
Она, разумеется, обратилась в полицию, машину отогнали на штрафстоянку, пострадавшую допросили, и она уехала домой, будучи уверенной, что скоро ей вернут угнанный автомобиль. Но полицейские решили иначе. Во время следствия они не обнаружили на кузове один из VIN-кодов, поверили человеку, который якобы купил эту машину у какого-то жителя Алматинской области и решил продать ее в Костанае, и отдали ему злосчастный автомобиль! Но потом экспертиза показала, что недостающий VIN-код все же имелся, просто преступники старательно закрасили его. Этот факт доказывал, что хозяйкой внедорожника является все же А. Русанова. В прокуратуре завели дело на дознавателя, который отдал машину перекупщику. Но пока шли непонятные «телодвижения», вернувшийся на спецстоянку автомобиль... сгорел! Теперь это дело рассматривает областной суд.
В прошлом году на сайте ЯП (коллективный блог, который наполняют новостями сами пользователи) появилась история Александра – еще одного жителя Екатеринбурга, у которого угнали кроссовер Kia Sportage. Он тоже самостоятельно нашел свою машину, выставленную на продажу в Костанае. Причем получившую уже казахстанские госномера. Приехал сюда, убедился в том, что это действительно его автомобиль, и отправился в полицию. Так вот продавец данного Kia Sportage (2015 года выпуска и имеющего коричневую покраску) показал полицейским документы на машину серебристого цвета, выданные... в 2008 году. Автомобиль изъяли и поставили на штрафстоянку. Но Александру не отдали, поскольку на Kia Sportage преступники изменили одну букву в российском VIN-коде. И на сайте ЯП владелец угнанной машины рассказывал о том, как ему сложно преодолевать неповоротливость как российских, так и казахстанских полицейских.
Дефицит желания
Можно привести еще немало случаев перепродажи угнанных в России машин. Дело в том, что в Казахстане это стало очень распространенным видом преступлений. Так считает столичный автоэксперт Ильяс Нусупов. По его словам, полицейские без особых усилий могут выявить, что перед ними находится криминальное авто. Достаточно взглянуть на VIN-код и пробить его по российской базе данных.
Конечно, порой эти уникальные коды перебивают. Однако полицейские уже должны иметь не только элементарные средства специального технического контроля (толщиномер краски и ультрафиолетовый фонарь), но и более серьезные приборы, которые широко представлены на казахстанском рынке и для работы с ними не требуется никакого специального обучения.
Да, можно слышать рассуждения о том, что подобные проверки лишь на словах представляются легкими. А фактически эти экспертизы довольно сложные. Но сведующие люди уверяют, что такие «аргументы» не более чем обычное нежелание выявить истину.
Кстати, костанайский юрист Олег Матвеев, к услугам которого обратилась россиянка А. Русанова, заметил, что сотрудники полиции далеко не всегда действуют в интересах потерпевших. И в качестве примера привел одно дело, по которому уже прошло шесть судебных процессов, где полицейским постоянно указывали на их неправильные действия. Но они, судя по всему, не делают нужных выводов.
Удобно. Но опасно
В последние годы на костанайских дорогах стало больше машин с российскими госномерами. Причем очень многие из них не транзитные. Просто эти автомобили у россиян покупают граждане Казахстана и, не оформляя соответствующие документы, преспокойненько пользуются ими. По этому поводу недавно меня поправили, мол, это не покупка, а передача авто. Ну да, де-юре это передача, а де-факто – настоящая продажа, которой во многом стало способствовать исключение доверенности владельца машины другому водителю в нашем казахстанском законодательстве. Мы ведь все знаем, что теперь можно чувствовать себя собственником машины, получив лишь свидетельство о ее регистрации (техпаспорт) и на основании него оформив страховой полюс на свое имя.
Кстати, именно по такому принципу приобрел в Троицке «Приору» Андрея Бажина у какого-то непонятного продавца один костанаец. И ему вряд ли удастся получить назад свои деньги, отданные при такой сделке. Впрочем, те, кого устраивает подобная «упрощенная схема продажи», конечно же, понимают ее сомнительность. А значит, и не стоит за них переживать. Иное дело – настоящие владельцы угнанных, а потом найденных автомобилей. Так вот зачем им устраивают настоящие тернии в полицейском ведомстве, чтобы они получили свою собственность? Этот вопрос, увы, пока не имеет ответа.
Виктор ШТЫКЕЛЬМАЙЕР
Фото автора