Вальдемар ГЕРДТ – депутат бундестага (парламент ФРГ) от партии «Альтернатива для Германии». В настоящее время из 709 мест в парламенте АдГ занимает 91. Это самая высокая цифра из оппозиционных партий. Имя при рождении (село Забеловка Джетыгаринского района Кустанайской области) – Владимир Владимирович Гердт.
«Мы привыкли быстро вставать на ноги»
– Господин Гердт или Владимир Владимирович, если позволите...
– Как вам удобнее...
– Спасибо. По информации Википедии вы эмигрировали в Германию в 1993 году, через три месяца нашли там работу, а вскоре открыли свою строительную компанию. Это нетипичный путь для переселенца?
– Много наших земляков почти сразу нашли себя в Германии, хотя есть и такие, которые потерялись. Это в основном те, кто оглядываясь назад, или хаял место, из которого уехал, или плакал, мечтая вернуться назад. Основная же масса – работящая, мы привыкли быстро вставать на ноги. Сегодня более 4 тысяч предприятий основано нашими земляками.
– Но никто не сделал такую политическую карьеру, как вы.
– Если честно, я не планировал. Мне нравится заниматься бизнесом, делать то, что потом можно увидеть и потрогать руками. В политику пришел вынужденно, из опасения, что то, что мы строим в Германии, может рухнуть. Я был потрясен наивностью местного населения, и, наверное, мы – единственная «народность», которая понимает серьезную опасность радикального ислама в Европе и не хочет оставаться в стороне.
Перерождение демократии
– Дискуссионная тема. Под радикальный ислам могут попасть и традиционные мусульмане, спасающиеся от войны.
– Нет, это разные люди. Радикалы запугали традиционных мусульман и в Европе. Они говорят: нам не дали жить на родине, а теперь они нам здесь угрожают. Проблема в том, что если джихад придет в Европу, эта слабовольная демократия не сможет противостоять разрушительной силе. Я представляю, что сделали бы с такими «гостями» в Казахстане. Помните, как в одну ночь, в одном городе насиловали сотни женщин – их никто не защитил. Это не поддается осмыслению. В Казахстане не потерпели бы такого. Вот с чего начинается политика! С того, что ты не можешь согласиться с общественными безобразиями, которые совершаются при попустительстве властей.
Сегодня дают официальные цифры, что более 11 тысяч бойцов ИГИЛ (запрещенная в Казахстане организация. – Прим. авт.) находятся на территории ФРГ, получают наши налоговые деньги, и при этом у нас по сводкам за 17-й год более 100 раненых каждый день от рук иммигрантов.
Это только верхушка айсберга, основные проблемы лежат на глубине. Это не только беженцы. Права секс-меньшинств сейчас выше прав обычных людей. Детей с садика начинают развращать сексуальными игрушками. И это всё власть пытается защищать, а настоящую угрозу замечать не хочет. 100-120 тысяч немцев ежегодно уезжают из Германии. Это местные, у которых есть деньги, и которым есть куда сбежать. А кто приезжает? Правительство больше не хочет пускать этнических немцев из бывшего СССР на воссоединение с семьями. Десятки тысяч заявлений лежат, пропускают лишь долю. Зато открыли границы для беженцев. Я называю это перерождением или вырождением демократии.
Мудрость оппозиционного движения
– АдГ и лично вы отстаиваете права, прежде всего, «русских немцев». В Интернете АдГ обвиняют в популизме. Но с тех пор, как Альтернатива неуклонно набирает популярность, системные партии и власть перехватывают у вас инициативу...
– Это и есть наша задача. Мы не можем свою идею воплотить в ранг закона, но мудрость оппозиционного движения заключается в том, чтобы гнать впереди себя ведущие партии, боящиеся потерять свои кресла в бундестаге. У нас это получается. Мы, например, раскачали пенсионный вопрос, касающийся русских немцев – у них значительно меньше пенсия, чем у коренных жителей. Провели опрос среди наших земляков и выяснили, что 93% поддержали нашу инициативу, 83% поддержали бы нашу партию на выборах. Нашим оппонентам пришлось реагировать. Теперь вопрос о пенсиях будет пересматриваться. Это было прямое нарушение прав человека. Моя мама – единственная пенсионерка в нашей фамилии – привезла в ФРГ 16 работающих. Мы вносим в пенсионную кассу более 10 тысяч евро ежемесячно, а она получает оттуда 700 евро. Это несправедливо.
Доктрина «общей линии»
– Системные партии вас поддерживают хотя бы в каких-то вопросах?
– В кулуарах почти все поддерживают. Вечером за столом – точно все. А когда выходят на трибуну, отрабатывают доктрину «общей линии». Но есть и ярое неприятие нашей позиции. Накануне мы рассуждали о дискриминации российских немцев в Донбассе и в Крыму – им не дают шенгенские визы. Один из ведущих депутатов говорит: кто вам сказал, что они немцы? Они 200 лет назад туда приехали, и что за это время они остались немцами? Пришлось объяснить, что если собака родила в курятнике, ее дети будут собаками, а не цыплятами. Но представитель правительства сказал: мы не признаем российские паспорта крымчан и сепаратистов Донбасса. В то же время открыто говорят, что запрет обойти можно. А я стою на том, что никого не надо учить, как обойти запреты. Нужен нормальный закон, который не делает кого-либо заложником политических распрей.
Санкции, как провал дипломатии
– В этих распрях на чьей стороне русские немцы? И как вы относитесь к вашему «тезке» Путину, к антироссийским санкциям, которые и для Казахстана тяжелы?
– С Путиным согласен далеко не всегда, но то, что он сделал для россиян после разрушительных лет с Ельциным, это нельзя не оценить. К санкциям я лично отношусь негативно, и земляки наши тоже. Санкции – это провал дипломатии. Они обрушили баланс в бизнесе. Никакая политика этого не оправдывает.
Политика должна создавать условия для бизнеса, который дает рабочие места. Когда политика вмешивается в нормальные процессы так грубо, надо убирать политиков. У Брюсселя сейчас больше власти, чем у Москвы во времена СССР. Брюссель диктует, грубо говоря, каким пылесосом мне пользоваться и какой огурец есть. Почему Британия выходит? Не потому, что они евроскептики, а потому, что у них национальные интересы. Венгрия, Польша, прибалты стали щетиниться. Почему? Я был в Латвии – там сейчас нет производства, молодежи негде работать. ЕС – деспотический союз. А он должен быть союзом суверенных государств, с общими и справедливыми интересами.
Что дал Казахстан?
– Что вынесли вы из Казахстана, чтобы стать политиком такого уровня?
– Никогда не отказывался от того опыта, что дал мне Казахстан – хорошее образование в Кустанайском сельхозинституте, производственные навыки. После института я работал бригадиром животноводства в Забеловке, а дальше пригласили главным зоотехником в совхоз «Красноармейский», где вместе с молодым директором Гельбертом с энтузиазмом поднимали это хозяйство.
Мы создавали малые предприятия, кооперативы – начиналось время перестройки и свобода предпринимательства. Какой бы ни была политика, только работа и достойная зарплата делают людей хорошими гражданами. Я пережил горбачевскую весну в СССР. И разочаровался в ней, когда пришел Ельцин и принес развал. И то, что уже было мною сделано, а я создал подхоз рядом с Джетыгарой, утратило коммерческий смысл. Все родственники эмигрировали. Так изменилась и моя судьба. Но все-таки люблю, ценю и вспоминаю Казахстан, всех своих одноклассников, однокурсников, коллег. Поддерживаю хорошие отношения с казахстанскими дипломатами в Германии.
Был бы рад получить официальное приглашение из Казахстана. Во многих странах был, как политик – в Туркменистане, в Узбекистане, в Монголии, в США, но в Казахстане еще нет. И если уж пошел такой разговор, приглашаю земляков на русскую ярмарку в июне. Уже 30 лет русскоязычные бизнесмены из Германии и гости из многих стран, ежегодно по 30-40 тысяч, посещают эту ярмарку. Надеюсь увидеть там и казахстанцев. Это красивое интересное мероприятие.
В мире порядка 10 миллионов немцев, говорящих по-русски. Судьба нас раскидала, но есть точки на карте, где можно собраться во имя человеческого общения и бизнеса. Мы – мостик для налаживания добрососедских, этнических, культурных отношений между странами, где живут русские немцы. У нашего народа сейчас уникальная миссия – быть миротворцами в бушующем политическом мире. Если мы справимся со своей задачей, мир будет надежнее, богаче и красивее.
Беседовала Людмила Фефелова
Фото rd-zeitung.eu и anna-news.info