В стране катастрофически не хватает водителей автобусов. Так, может, за руль общественного транспорта надо посадить молодежь?
Вредная 74-я
Это вариант от депутата Мажилиса РК Тургуна Сыздыкова. Он вполне серьезно предложил снизить возрастной ценз для получения права на управление транспортными средствами категории D с 25 до 18 лет. Рассуждает-то он вполне логично – водителей автобусов не хватает во многом из-за непривлекательного графика работы и скромной зарплаты. Однако главной причиной возникшей проблемы парламентарий ничтоже сумняшеся назвал... ст. 74 Закона РК «О дорожном движении». Она не дает молодым казахстанцам, едва получившим права, сразу же сесть за руль автобусов. Дескать, уберем возрастной ценз и в автопарки повалят 18-19-летние парни, для которых 80-100 тысяч тенге – хорошая зарплата.
Это предложение мажилисмена не прошло незамеченным. 1 марта 2019 года в республиканской газете «Время» вышел материал «Рано за баранку тебе, шофер». Его автор Оксана Акулова четко провела красной нитью мысль «почему нельзя допускать к управлению общественным транспортом 18-летних». Статья получила большой общественный резонанс. Особенно среди тех, кто готовит будущих водителей.
Ближе к реальности
Руководитель костанайской автошколы «Водитель АВС» Юрий Кузнецов тоже высказался. По его мнению, предложение мажилисмена весьма опасное. Хотя чему удивляться, ведь разрешили же у нас самоподготовку водителей категорий В и А. Хотя согласно Европейскому докладу по состоянию безопасности дорожного движения, Казахстан среди 50 стран лидирует по показателю смертности от ДТП. А еще в прошлом году мы вошли в список стран с наибольшими рисками безопасности на дорогах.
На 2006-2007 годы пришелся пик аварийности и смертности – 28 погибших на 100 тысяч населения. Но несмотря на это и многочисленные протесты профессионалов, которые специализируются на подготовке водителей, в 2016 году, повторяем, самоподготовка была в Казахстане узаконена.
И вот теперь, подчеркивает Кузнецов, новое предложение – допустить к управлению автобусами водителей без опыта. Почему не рассматриваются более реалистичные варианты? Ну, допустим, повысить привлекательность этой профессии благодаря росту заработной платы. Ведь как раз это лежит в основе проблемы.
В тему
Серпантин не для новичков
Как-то, будучи на отдыхе в Турции, Юрий Кузнецов отправился на автобусе в город Демре, где находится церковь Святого Николая. Путь составлял примерно 150 км. Так вот на основной его части автобусом управлял молодой водитель лет двадцати пяти. Но как только дорога пошла в горы, за руль сел солидный мужчина, которому было явно за пятьдесят. Пейзаж за окном резко изменился: дорога сузилась, порой на ней едва разъезжались два автомобиля, постоянные виражи, а сбоку обрыв... Многие пассажиры просто отвернулись от окон, чтобы не видеть эти прелести. А Кузнецов, который сам опытный водитель, в той поездке любовался незаурядным мастерством турецкого профессионала. Когда прибыли на место, Юрий Владимирович пожал руку водителю за прекрасную работу и, извинившись за нескромный вопрос, поинтересовался, какова плата за его труд. Оказывается, 1500 долларов плюс солидный социальный пакет.
Мозг созрел?
Кадровую проблему автобусных автопарков невозможно решить с помощью неопытных юнцов. Мнение нашего Кузнецова созвучно с комментариями весьма авторитетных людей в материале республиканской газеты. Например, полковник полиции запаса Бауржан Наханов (экс-руководитель РЭО МВД) рассказал, по каким причинам появилась возрастная норма в действующем Законе РК «О дорожном движении».
По его словам, действительно было время, когда за руль автобусов разрешалось садиться водителям с очень малым опытом. А потом в стране произошло несколько громких аварий с участием водителей общественного транспорта, которым было по 19-20 лет. И вот тогда всем стало понятно, что по категории D необходимо повышать возрастной ценз. Это предложение поддержали депутаты Парламента. И теперь кандидату на такую работу после достижения им 21 года сначала надо получить категорию D1 (право управлять небольшими автобусами вместимостью не более 28 сидячих мест). А только потом, через четыре года, когда он уже имеет определенный опыт и особые навыки вождения, ему разрешено сдавать экзамены на категорию D.
К 25 годам этот человек чаще всего женатый, у него есть ребенок, и он чувствует ответственность и перед своей семьей, и перед другими людьми. То есть такому водителю пассажиры могут доверять. Примерно так же рассуждает и управляющий директор профессиональной Конфедерации транспортников Казахстана Куаныш Арапов. Он подчеркнул, что существует так называемый треугольник безопасности на дорогах: уровень инфраструктуры, качество автомобилей и подготовка водителей. С первыми двумя у нас более или менее нормальная ситуация, а вот с последним... Взять хотя бы тот факт, что за последние годы резко снизилось количество автошкол, которые действительно способны подготовить настоящих водителей. Особенно по категории D.
Возможно, кто-то думает, что эти люди явно недооценивают возможности молодёжи. Вот что по этому поводу говорит профессор, врач-психоневролог Раушан Каримова: нейрофизиологическое созревание мозга человека начинается ближе к 21 году и завершается к 25 годам. А значит, именно в этом возрасте человек не только набирается каких-то навыков и учится держать себя в руках, но и начинает нести ответственность за других. Это качество очень важно для водителей общественного транспорта. Поэтому, отмечает профессор, нельзя сажать за руль автобуса 18-летнего парня, как бы хорошо он ни умел водить, каким бы хорошим человеком он ни был.
Думается, к этим комментариям прислушаются наши парламентарии, если вдруг действительно начнут рассматривать предложение своего коллеги-депутата о пополнении армии водителей автобусов 18-летней молодежью.
Виктор Штыкельмайер
Фото Сергея Миронова