Местные жители рассказали, что когда в Александровку этим летом приехали на Спартакиаду спортсмены со всего Костанайского района, то их любопытству не было предела.
Здесь немало старинных особняков, с крепкими стенами и непротекающими крышами. Купеческое наследство, в свое время национализированное, отданное под жилье сословию попроще и победнее. В одном из таких домов живет Людмила Полуэктова со своей мамой. Кому из купцов он принадлежал, она не знает. Ее отец со своими родителями там поселился еще ребенком. И несмотря на возраст, этот дом (и двор) нынче занял первое место в конкурсе благоустройства и порядка – его проводили перед Спартакиадой.
Людмила Владимировна старается, чтобы и внутреннее убранство дома отдавало стариной. В красном углу у нее висит икона Казанской Богородицы из приходского храма. Храм рушили в 70-е годы. Люди спасали церковную утварь, предметы культа. Сейчас они хотят храм восстановить, точнее, построить заново (на сайте «КН» есть номер банковского счета – верующие могут в меру своих сил оказать финансовую помощь в богоугодном деле). Возможно, к его открытию прихожане вернут то, что сохранили. Говорят, что будут молиться здесь об экономическом процветании региона, об успехах предпринимателей и крестьян, и обо всех нас, любящих родную землю.
Официально Александровка лишь на два года младше областного центра Костаная. Но в фундаменте Молитвенного дома нынешние хозяева нашли табличку «Русское страховое общество 1867 год». На какую дату ни опирайся, село это с глубокими корнями. И по сей день в нем сохранился общинный дух. Когда строили храм, в конце 19 века, каждый двор был обязан привезти по три подводы земли для насыпи и по несколько бревен. А главными благодетелями, как предполагают, были купцы Архипов, Тимин, Тукачев. Далеко не все фамилии сохранились как купцов, так и ремесленников. Например, еще стоит дом кирпичных дел мастера Агафонова. Сохранилось здание кожевенной лавки купца Тукачева, дом звонаря Васева. Но больше всего недвижимости осталось от купца Архипова: дом, подворье, конюшня, мельница.
А был Архипов Михаил Петрович купцом второй гильдии. Он строил мельницы не только в Кустанайском уезде – а еще и в Кургане, в Челябинске. Его называли «крупяным королем». Оборот его бизнеса в 1916 году превышал 3 миллиона полновесных, царских рублей. Челябинские историки и краеведы требуют от своих властей реставрировать ту недвижимость, что осталась от Архипова в Челябинске – прежде всего, роскошный дом с лепниной и расписными потолками. Тот ли это Архипов?
В Интернете информации о нем много. Например: «Михаил Архипов вырос в Кустанае. Получил крепкое домашнее образование не в дворянской, а в зажиточной крестьянской семье. Известность в деловых кругах пришла к нему в возрасте 27 лет. Он хорошо знал сельское хозяйство и технологию переработки зерна, мельничное дело. Михаил Петрович вел успешный бизнес в селах Александровском, Боровом, Михайловском Кустанайского уезда... Помимо большого кустанайского дела, владел собственными домами, складами и лавками». Добавим, что и костанайский мелькомбинат начинался с купца Архипова. И что был он за свою предприимчивость и меценатство удостоен многих государственных наград. Но с 1919 года следы знатного купца обрываются.
Можно сказать, что и ныне их время заметает. Недавно мы обсуждали эту тему с директором областного историко-краеведческого музея Умут Акинбаевой. Она говорит, что на дороге надо хотя бы указатель поставить: в километре – мельница купца Архипова, достояние истории. В идеале надо бы таким зданиям дать охранные грамоты. Чтобы их не утратить.
Мы как-то уже писали, что местные жители уверены: их село стоит на святом месте. Насколько оно святое, может сказать церковь. Но в любом случае на Александровском погосте покоятся целые поколения, пережившие разные эпохи и формации. Там есть братские могилы. В одной – павшие от штыков Колчака коммунары, в другой, символической – репрессированные чеченцы. Есть могилы, оставленные теперь уже несуществующим домом инвалидов. На этом же кладбище похоронены дети купца Архипова, умершие в младенчестве. В центр села перенесены останки молодой попадьи Елены Иваньшиной, она в 23 года умерла при родах. А потом каким-то образом ее погребение оказалось под одним из магазинов – когда он разрушился, нашли надгробье. Рядом с Еленой, за оградкой – кованный крест, заложенный в фундамент старого храма. Крест нашли, когда разрушили храм. Он потом долго валялся в разных концах кладбища, пока люди не одумались и не нашли ему подходящее место. Кстати, когда крест переносили с кладбища, мусульмане тоже приняли участие, с уважением отнеслись к этой церемонии.
Есть в Александровке актив: Антонина Храпкина, Валентина Ковлюшенко, Анна Заводчикова, Лидия Аксиненко, Валентина Чиченко, Луиза Карпухина, Людмила Полуэктова. Они помогают в церковных делах иерею – отец Андрей приезжает из Затобольского храма по графику, а это довольно часто. Заметим, что их общение шире церковных или этнических рамок. Александровский округ – вполне сформированное гражданское общество. А это лучшее из обществ, так как оно строится на согласии и толерантности.