В первый же день будущего года начнет действовать Евразийский экономический союз, договор о котором был подписан 29 мая 2014 года в Астане главами Казахстана, России и Беларуси.
Интеграция вызвала различные мнения у казахстанских аграрников. Кое-кто решил, что наше сельское хозяйство пострадает от такого партнерства. Зато другие сельхозпроизводители уверены: страна получает большое пространство для экономической деятельности – рынок в 170 миллионов человек и территорию в более чем 20 млн квадратных километров. К тому же к Евразийскому союзу уже проявили интерес Армения и Киргизия.
Да, конечно, для нашего отечественного бизнеса ЕАЭС означает, прежде всего, высокий уровень конкуренции. А значит, должно быть высокое качество производимых товаров и услуг. Но, согласитесь, примерно того же ждет от бизнеса и казахстанский рынок.
Костанайское растительное масло пользуется спросом и за пределами области.
Вот какая точка зрения на этот счет у начальника областного управления сельского хозяйства Байбосына Мурзина.
– Взять мясо и мясопродукты. В прошлом году наши костанайские хозяйства отправили их на экспорт 227 тонн, а нынче уже свыше 420 тонн. И до конца года мы намерены отгрузить за пределы Казахстана этой продукции в общей сложности не менее 900 тонн. И все потому, что сказывается наше совместное с россиянами и белорусами стремление создать общую экономическую политику и сформировать общий рынок товаров. Сравнительно недавно мы встречались с москвичами, которые сказали, что готовы организовать продажу на своих прилавках казахстанского мяса. Еще бы! Ведь эта продукция действительно натуральная.
Собственно говоря, ее уже хорошо знают челябинцы, оренбуржцы, курганцы. И мы сможем отправлять им довольно крупные партии отличного мяса с наших костанайских откормплощадок. В которые, между прочим, вкладывают немалые деньги даже зарубежные инвесторы. Мы этому, конечно же, рады, поскольку на них работают наши люди. И отсюда, разумеется, определенная часть продукции пойдет на экспорт.
Кстати, те хозяйства, которые имеют откормплощадки на 400 и выше голов КРС и отправляют мясо на экспорт, за каждый его килограмм получают 120 тенге субсидий. Площадка на полторы тысячи голов – субсидия уже 170 тенге, три тысячи голов – 220 тенге. Согласитесь, такая государственная поддержка здорово стимулирует сельчан на дальнейшее развитие этой весьма перспективной отрасли.
Возможно, некоторые наши соотечественники сейчас возразят: нужно насытить продуктами свой внутренний рынок, а потом уже вывозить, продавать товар другим. Но, на мой взгляд, это мнение ошибочное: успешный экспорт – хорошее доказательство конкурентоспособности нашей продукции. И эту точку зрения также можно проиллюстрировать конкретными примерами.
– Молочные продукты, производимые костанайскими перерабатывающими предприятиями, хорошо известны покупателям ряда российских городов, – продолжает нашу беседу руководитель облсельхозуправления. – Взять те же «ДЕП» или «МИЛХ». А если сравнить соответствующие показатели прошлого и нынешнего годов, то тут виден четырехкратный рост экспорта. Но и наши костанайские прилавки при этом нисколько не обделены продуктами молочных предприятий.
Между прочим, для переработки сельхозпродукции государство выделило в этом году 1,5 млрд тенге, в том числе для переработки молока – 389 миллионов тенге. Так вот наши молокозаводы получат эти деньги уже в конце года.
Понятно, что помимо указанного костанайские аграрии могут экспортировать еще другие виды сельхозпродукции. Все то же зерно, которым славятся наши хозяйства из-за его высокого качества, востребовано многими странами мира. А увеличение производства растительного масла за прошедшие месяцы этого года по сравнению с 2013 годом позволило поднять этот экспорт почти в два с половиной раза.
Кстати, возросли и посевы масличных культур: если в прошлом году они были расположены на 233 тысячах гектаров, то нынче этот клин занимает 362 тыс. га.
– То есть, – говорит Байбосын Байбатырович, – наращиваются объемы производства продукции, на которую есть хороший спрос. А благодаря этому повышается окупаемость новых технологий и товаров. Но я хочу заметить, что реальный эффект от интеграции будет еще большим, если нам удастся ликвидировать имеющиеся разногласия. А они есть – чего тут скрывать. Нам потребуется дальнейшее согласование многих вопросов, в частности, связанных с поставками товаров по демпинговым ценам, по недопущению вытеснения продукции местных производителей с рынка. Надо активизировать инвестиционную политику, модернизировать наше производство. Но все это – вполне нормальный процесс, без которого трудно представить создание новой формы сотрудничества.