Мне кажется, обсуждение школьной жизни завтрашними школьниками и их родителями будет напоминать игру в пантомиму. Где один пытается представить картинку, а другому предстоит разгадать, что же она из себя представляет. Поскольку, если верить грандиозным планам Министерства образования, завтрашнюю школу мы не узнаем.
И хотя апробация нового Госстандарта для начальной школы в рамках двенадцатилетнего обучения начнется только в следующем году, педагоги уже сегодня бурно его обсуждают. Живой интерес вызывают предметы, которые появятся в расписании первоклассников. Нынче их принято называть интегрированными, то есть когда несколько дисциплин объединяют в одну.
Так, например, появится предмет «Введение в науку». Честно говоря, не совсем понятно, для чего он нужен первоклассникам, сознание которых на аналитическое мышление еще не настроено. А им будет предлагаться сопоставлять знания по физике, химии и математике. Его гуманитарным собратом станет «Познание мира», через которое детям предстоит знакомиться с историей, географией и обществознанием. Также объединят в единый предмет «Искусство» такие дисциплины, как рисование, музыка и технология.
У вас еще не идет кругом голова от такого количества дисциплин? Между тем если оглядываться на СанПиНы, то нагрузка не превышает норму. По-прежнему в первом классе в неделю она будет составлять 24 часа, в третьем – 29 часов. Проблема в другом – за то же самое время ребенку нужно будет охватить гораздо больший объем материала. Добавьте сюда альтернативные учебники, самостоятельный поиск информации на интернет-ресурсах и обязательное домашнее задание – и вы перестанете уже удивляться, почему сегодня гораздо меньше детей гуляет после школы во дворах, нежели лет двадцать назад.
Казалось бы, уж раннее изучение языков протеста как раз и не должно вызывать. Но и здесь вопросы! Согласно новой программе с первого класса дети будут продолжать учить помимо английского, также и казахский язык в русских школах, и русский в школах с госязыком обучения. И в некоторых странах такой положительный опыт имеется. К примеру, в школах-пансионах Лондона с раннего детства изучают до пяти языков. Но будет ли у нас подтянута под это достойная методическая база? Не запутается ли наш шестилетка в трех языках как в трех соснах? Не получится ли так, что вместо трех языков младший школьник хорошо не будет знать ни одного! У части педагогов Казахстана, во всяком случае, такие опасения есть.
Словом, причин для критики нового стандарта образования более чем достаточно. И весной в среде учительской общественности она звучала. Причем критика подкреплялась конкретными фактами. Почему, к примеру, ученик начальной школы должен понимать термины: «продуцент» и «консумент» ( это, между прочим, программа девятого класса). Говорили и о том, что стандарт не учитывает психологические и физиологические особенности детей 6-летнего возраста. И ставили под сомнение необходимость внедрения интегрированных предметов. Тогда очень верную оценку Госстандарту дал Президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов: «Стандарт не направлен на воспитание личности, а направлен на изучение сложных предметов в большом объеме. А обучение трудным предметам в большом объеме в начальных классах снижает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их здоровье».
То есть, если все же будет принят к практике предложенный стандарт, то мы будем иметь причину серьезно обеспокоиться сохранением здоровья подрастающего поколения. А очень хотелось бы, чтобы ученье было действительно светом, а не беспросветной погоней за знаниями. Которые, как раз, должны помогать школьнику сохранять здоровье, а не терять его.