Если житель Костаная задастся целью обновить свой гардероб так, чтобы в нем вся одежда была казахстанского производства, придётся постараться. Но в итоге у него всё-таки это получится. Правда, за многими покупками придётся выехать за пределы региона.
Снизу вверх
Большинство фирменных магазинов казахстанских брендов обосновались в Нур-Султане и Алматы. К примеру, это спортивная одежда Zibroo или обувь Shoes Republic. Но давайте по порядку. Начнём одеваться снизу. Итак, носки. Можно аплодировать. Их изготавливают у нас, причем очень хорошего качества. Но пока костанайские носки все же меньше известны, чем продукция шымкентской чулочно-носочной фабрики Alem.
Там же, в Шымкенте, шьют до тысяч пар домашних тапочек в сутки. В соседнем Таразе функционирует компания «ТаразКожОбувь», специализирующаяся на мужской обуви. Ее производит и алматинский «Казлегпром», известный под брендом QLP. Шьют алматинцы и одежду, но фирменные магазины QLP есть только в Нур-Султане и Алматы.
Впрочем, в Костанае доступна мужская одежда Glasman, тоже казахстанского производства. Детская одежда made in Kazakhstan – это Caramel, Mimioriki (подразделение Textiline), Altex.
Изучение рынка приводит к мысли, что крупнейшие швейные и обувные производства Казахстана расположены на юге. Там же вся продукция преимущественно и распространяется. До Костаная доходит в лучшем случае четверть.
Повысим престиж
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда пропагандирует отечественное производство, призывает инвестировать в легкую промышленность и лично предпочитает одевать казахстанское. По инициативе Елбасы в этом году выделено 600 млрд тенге на кредитование «экономики простых вещей», где львиная доля, то есть 400 миллиардов, будет выдана в виде кредитов обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Перечень товаров легкой промышленности, производство которых будет кредитоваться по льготной программе, включает текстильные изделия, обувь, ковры, трикотаж.
Многие эксперты считают, что развитию в Казахстане легкой промышленности мешает малочисленность населения, рассеянного по большой территории, вследствие чего в разы возрастает стоимость логистических услуг. Но пример тех же шымкентских носков показывает, что хорошему товару любая логистика по плечу. И это не единственный пример, когда казахстанский продукт занимает свою нишу и вытесняет заграничный.
Для раскручивания производства, естественно, нужна реклама. А с этим делом, когда говорим о нашем легпроме, худо. Важно и то, где размещать свой товар на продажу. Например, у компании QLP дела пошли лучше, когда они открыли свои бутики в супермаркетах Mega, рядом с мировыми раскрученными брендами. Это повысило планку доверия.
Усилим позиции
Многие казахстанские производители одежды действуют по правилу «Нет пророка в своем отечестве» и начинают штурмовать сразу зарубежье. Так, например, поступили основатели бренда элитной мужской одежды Shoqan Ualikhanov, открывшие бутик в центре Москвы, и только потом – в Астане, Алматы и Шымкенте. Сегодня в компании – 11 бутиков-ателье и два пошивочных производства в Казахстане и Китае. Но это, конечно, не массовое производство.
«Завалить» рынок собственной продукцией обещает компания LaPeri, которая специализируется на производстве женских колготок. Ее основатель Серик Ахметов обещает продавать колготки по 450 тенге и уверен, что выживет только массовое производство, причем размещенное в таком регионе, где существует избыток рабочей силы. Плюс такая же мощная поддержка легкой промышленности со стороны государства, какая наблюдается в Турции.
Сегодня ближайший конкурент Казахстана в сфере легпрома – Узбекистан. Ташкент всячески усиливает свои позиции в этой отрасли, ведя переговоры с мировыми производителями, чтобы те переносили свои производства из других восточных стран в Узбекистан. Взамен Ташкент предлагает огромный и дешевый рынок рабочей силы. Сможет ли устоять в этой конкурентной борьбе Казахстан, делающий акцент на собственных брендах, покажет время.
Мурат ТЮЛЕЕВ