Николай Стариков: «Первый визит – это дипломатический маркер»
Факт
– Николай Викторович, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев свой первый зарубежный визит адресовал России. Как восприняли в РФ этот шаг?
– Первый визит – это дипломатический маркер. Куда летит в первый свой визит президент той или иной страны – то направление своей политики он считает наиболее важным. Можно выразиться иначе: это всегда некий реверанс в сторону той столицы, где в первый раз в качестве главы государства приземляется его самолет. Токаев сам об этом открыто заявил и объяснил свои шаги важностью, дружественностью отношений именно с Россией. На фоне безусловной необходимости хороших отношений и с другими государствами. Конечно, нам очень приятно и важно, что Президент Казахстана прилетел именно в Россию. Это, что называется, факт.
– Но непросто для Казахстана в современных условиях так явно показывать свое отношение к России.
– Когда вы являетесь молодой, симпатичной, привлекательной дамой и у вас есть право приглашения кавалера на танец, то танец у вас один, а кавалеров несколько. И всегда есть сложность в выборе, с кем нужно потанцевать, кому просто улыбнуться, а с кем, может быть, попить кофе на следующей неделе. Я думаю, что подобная сложность в выборе первого визита стоит перед руководителем любого государства.
Какой союз настоящий?
– Визит – это интеграция. В то же время глобальный интеграционный проект – Евразийский экономический союз, ЕАЭС – переживает сложные времена. Лидеры стран-участниц уходят и уносят с собой понимание, каким должен быть Союз.
– Я убежден, что и в Казахстане, и в России хотят построить такие политические и экономические отношения, в которых фамилия президента не будет играть ключевой роли. Поменялся президент, поменялись и отношения – этого не должно быть. Что касается развития ЕАЭС, хочу сказать, что в столицах обоих государств – и в экспертном сообществе, и в народе – мы ожидали и ожидаем значительно большего. Союз буксует.
Приведу пример: моя дочь учится в одном из вузов Санкт-Петербурга. Здесь же учится много граждан Казахстана. И хотя мы в Союзе, но студенты из РК через определенное время должны обязательно выехать за пределы России, чтобы, проставив какие-то штампы, вновь вернуться к учебе. Это же абсурд! Если мы союзники, если мы друзья, надо, чтобы паспорт Казахстана на территории России значил столько же, сколько и паспорт России. Ограничения обидны, непонятны, но они являются маркерами того, о чем мы говорим.
Равноправие паспортов
– Как вы думаете, Токаев почувствует эти казусы?
– Мне кажется, что это следствие не того, что бюрократы забыли о «казусе», а следствие того, что сближение, интеграция идут не так, как нам хочется. И здесь причины не столько внутренние, сколько внешние. Почему Казахстан должен в ущерб своей экономике сближаться с Россией, которая находится под международными санкциями? Вопрос стоит так: или мы вместе и в горе, и в радости, или мы каждый ищем выгоду и стараемся маневрировать. К сожалению, взаимоотношения России и других участников Евразийского союза происходят по второму сценарию. У нас есть еще более интеграционный проект – с Беларусью. И он тоже работает не так, как должен.
До тех пор, пока мы не будем выступать одним фронтом, соблазн растаскивать нас в стороны будет только усиливаться. Но есть и другой принцип: что бы вы ни делали с Россией, Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией, все безоговорочно поддерживают друг друга. Тогда смысл внешнего давления обесценивается. Есть уверенность, что никто не хочет повторения украинских событий, кроме наших политических противников. Но чтобы укрепить отношения, надо сделать все, чтобы у граждан в Союзе было меньше проблем. И первое здесь – равноправие паспортов.
Фото газета.ru
Елена Рубинштейн: «Назарбаева – из тех людей, которые лишнего не говорят»
– Елена Бертрановна, с 20 марта Дарига Назарбаева – председатель Сената Парламента РК. В аспирантуре МГУ вы учились на одной кафедре. Дочь казахстанского политика выделялась среди других аспирантов?
– Это была кафедра новой и новейшей истории Европы и Америки. Заведующим долгие годы был Николай Сивачев, крупнейший американист, лично встречавшийся с Кеннеди. Вдова Рузвельта Элеонора передала Сивачеву многие письма своего супруга. Когда мы были аспирантами, кафедру возглавлял другой американист – профессор Языков.
Какой была Дарига Нурсултановна? Она производила впечатление умного, хорошо воспитанного человека, который ничего лишнего не скажет. Хорошо выглядела, элегантно, вычурного в одежде и украшениях не наблюдалось. Красивые сережки в национальном стиле – ничего более. Кстати, в Википедии есть неточности: сказано, что она поступила в аспирантуру в 1990 году, тогда как это был год ее защиты, а поступила она в ноябре 1986-го.
Хорошо помню, как Даригу Назарбаеву представили на заседании кафедры при утверждении темы кандидатской диссертации – «Политическая борьба вокруг Конституции 1947 года в Италии». В процессе работы она использовала итальянские источники на итальянском языке. А кроме родного казахского и итальянского она владеет русским, немецким, английским. И с чувством юмора было хорошо: запомнился один субботник на Ленинских горах. Когда работа закончилась, Дарига предложила взобраться почти по отвесному косогору, чтобы сократить путь. Она идет впереди, подает мне руку, и вдруг слышим: «Девушки, а трубу не хотите понести?» Это были молодые преподаватели Вячеслав Никонов и Василий Истратов, один в будущем депутат Госдумы, другой – посол России в Азербайджане. Смеялись и мы, и они.
– Дарига Назарбаева – доктор политических наук. А то, что она историк, важно для политической деятельности?
– Не только Дарига Назарбаева ушла в политику с нашей кафедры. Например, уже упомянутый Вячеслав Никонов, ныне крупная медийная фигура, внук Вячеслава Молотова, о чем все знали. Когда я проходила практику на вступительных экзаменах в МГУ, один из экзаменов мы принимали с Никоновым, я ему ассистировала. А когда я поступила в МГУ, он учился на пятом курсе, был комсоргом всего исторического факультета. По окончании мне нужно было получить характеристику от «треугольника» – декана, профкома, парткома. В Костанай я приехала с характеристикой за подписью Никонова. Мне приятны эти факты биографии, но особенно радует, что сегодня политический статус Дариги Назарбаевой заслуженно очень высокий.
Василий Стоякин: «С этими задачами и Зеленский справится»
– Василий Александрович, сформулирую для вас вопрос по мотивам Интернета. Вы согласны с Порошенко, что Зеленскому, лидеру первого тура президентских выборов на Украине, если он победит и во втором, придется общаться не с Галкиным, а с Путиным? Или это не имеет значения, так как Зеленский – лидер от олигарха Коломойского?
– В ходе кампании 1980 года в США команда действующего президента Джимми Картера тоже ставила в упрек Рональду Рейгану актерское прошлое. Во время дебатов Рейган ответил примерно так: «не вижу, почему страну не может возглавить актер, если сейчас ее возглавляет клоун».
Порошенко, конечно, мало похож на клоуна, но, по большому счету, чем бизнесмен в сфере медиа-бизнеса хуже бизнесмена в сфере кондитерского производства?
Конечно, Порошенко – опытный политик, находящийся вблизи от центров принятия решений уже два десятилетия. Но от нынешнего президента те же США ждут только сохранения напряженности в отношениях с Россией и перехода страны к парламентской республике, допустим, по образцу Грузии. С этими задачами и Зеленский справится, тем более что он не скрывает намерений опираться на «еврооптимистов». А роль Коломойского, пожалуй, преувеличивается – он уже неоднократно показывал, что не умеет играть вдолгую, и вообще как политик слабоват. Зеленский ему многим обязан, но, по сути, он является не бесправной марионеткой, а его младшим партнером.
Людмила ФЕФЕЛОВА