Ее принцип прост: неисправленные мелкие нарушения приводят к нарушениям более крупным. Жительница Костаная Айсулу ДОЩАНОВА эту теорию опробовала на себе: воры, забравшиеся в ее магазин, были задержаны сразу. Но украденное ей не вернули. Всё дело в разбитом окне.
Не стали дожидаться
– Зашли и ахнули: на полу мука, сахар, гречка – всё перемешано, залито кетчупом и соком... – рассказывает Айсулу. – Ну ладно, поживиться решили, но беспредельничать зачем? Как можно так с продуктами обращаться!
Айсулу 54 года. Она очень энергичный человек, ее неистощимый оптимизм бьет ключом в любой ситуации, даже самой сложной. Но история с магазином и разбитым стеклом выбила ее из колеи. Дело даже не в самом ущербе, а в странных обстоятельствах.
Магазин она открыла в прошлом году – при поддержке государства, по госпрограмме. Выплачивает кредит, работает, семья помогает. Утром 12 марта дети Айсулу пошли открывать магазин и оторопели. Айсулу тут же позвонила в полицию, но ей ответили, что звонок по этому поводу... уже был. Ночью!
А дело было так. Ночь с 11 на 12 марта двое костанайцев коротали за распитием спиртного. Оно закончилось, вышли за дополнительной порцией. Один из распивающих (ранее судимый) был соседом Айсулу, в магазин к ней заходил не раз. Шли как раз мимо торговой точки, разбили окно и проникли внутрь. Это тут же заметили жители соседних домов и вызвали полицию. Полицейские на месте преступления задержали воров. И увезли их, но только почему-то разбитое окно так и осталось разбитым – сотрудники полиции не стали искать хозяев магазина, оставили его без присмотра.
Кто ответит?
Айсулу себя успокаивала: преступники задержаны на месте преступления, стало быть, похищенное вернут. Но у задержанных при себе оказалось минимальное количество продуктов. А из магазина пропал ноутбук и крупная сумма денег, отложенная на оплату очередного кредита – 213 тысяч тенге. В целом, по словам хозяйки, ущерб составил около полумиллиона. Вот только с кого теперь его взыскать?
Дощанова уже побывала на приеме у начальника УВД города Костаная, подполковника Мейрама Базарбаева. Он сообщил, что в отношении сотрудников, которые оставили магазин без надзора и не проинформировали об инциденте хозяев, назначено внутреннее расследование. В ходе его может выясниться, были ли причастны полицейские к исчезновению ноутбука и денег (в зависимости от того, что покажут встроенные в обмундирование камеры).
Гражданская позиция
Пока идет внутреннее расследование, пострадавшая записалась на прием в областную прокуратуру, Департамент полиции и написала письмо президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Айсулу беспокоит не только личная потеря, она переживает за то, что принцип разбитых окон будет править жизнью простых людей. Общество, в котором мелкие правонарушения остаются безнаказанными, живет как раз по такому принципу: там, где уже разбито окно, проще поживиться. И в прямом, и в переносном смысле.
В письме президенту Айсулу признается: «Меня тревожит, что мужчины, которые забрались в магазин, даже не задержаны. Их отпустили, они находятся дома. Почему закон столь лоялен к человеку, который совершил преступление? Получается, он еще и права свои отлично знает: меня предупредили, чтобы я к нему не подходила, не заговаривала с ним. А то он запросто может в суд подать. Как такое может быть? Почему я, добропорядочный гражданин, за всю жизнь не имевшая ни разу проблем с правоохранительными органами, должна опасаться соседа, который меня обворовал? Если меня не может защитить закон, то кто должен меня защищать?»
P.S. Вопрос о результатах внутреннего расследования мы направили в пресс-службу областного департамента полиции. Ждем ответ.
Теория разбитых окон, сформулированная в 1982 году американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, рассматривает мелкие правонарушения как активный фактор, влияющий на уровень преступности в целом: «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна».
Википедия.
Мария ШИЛО
Фото предоставлено А. ДОЩАНОВОЙ