Мы много пишем о спортсменах, тренерах, но чрезвычайно мало о судьях. А ведь в их руках успех, здоровье, а иногда и жизнь спортсменов.
В сотне лучших
В нашей области есть рефери, у которого очень высокое звание – судья международной категории «3 звезды AIBA». Его с достоинством носит
Узбек КАЗИН. Застать этого человека дома непросто. Всего несколько дней прошло после его возвращения с международных соревнований в Туркестанской области. Три недели назад он был на турнире в Финляндии, а сегодня собирается на республиканскую универсиаду в Алматы. Такой насыщенный график у человека, для которого судейство на ринге – это, как ни странно, не работа, а... хобби.
Еще в 15 лет Казин пришел в секцию бокса спортивного общества «Динамо». Его первым и единственным тренером был Виталий Левшин. Казин провел 54 боя и в 45 из них одержал победу. Он был победителем и призером всесоюзных турниров, но неожиданно открыл в себе задатки судьи.
– Запомнился случай на чемпионате области. На ринге сошлись воспитанники двух ведущих костанайских клубов – «Динамо» и «Спартак». Я был боковым судьей, – вспоминает Узбек Ауанович. – В итоге счет 2:1 в пользу спартаковского спортсмена. Я отдал за него свой голос, потому что посчитал его лучшим. Хотя вроде бы мог подсудить своему динамовцу. Левшин мне тогда сказал: из тебя получится независимый судья!
Может, слова тренера стали пророческими, а может, судьба давно все решила. Карьеру рефери он начал в начале двухтысячных, а в 2008 году уже получил первую звезду международной категории AIBA. Через два года вторую, а потом, в 2011 году, и третью.
– Из двух десятков претендентов тогда только трое заработали третью звезду. Нам еще сказали, что мы вошли в сотню трехзвездочных судей мира, – говорит Узбек Ауанович.
Сегодня Казина знают как независимого и честного судью. В прошлом году его четырежды выбирали лучшим судьей на международных турнирах и чемпионатах Казахстана. Узбек Ауанович вошел в тройку лучших судей страны. Сегодня в Казахстане десять человек имеют «3 звезды». В Индии, к примеру, всего один. Выходит, в нашей стране одна из сильнейших судейских команд, которую курирует Аслан Игубаев. Кстати, тоже наш земляк, в прошлом боксер, в активе которого победа над Геннадием Головкиным.
И рефери может «прилететь»
– Расскажите о самом памятном бое в качестве рефери, – продолжаем разговор с Узбеком Ауановичем.
– Это был бой нынешнего олимпийского чемпиона Серика Сапиева и Рустама Сваева. Полуфинал чемпионата Казахстана. Шел 2010 год. Я в ринге. Бой был очень драматичным и напряженным. Как и многие рефери, выходя на ринг, я сопереживал ребятам. Знаете, наверное, сколько я провел в ринге как судья, столько же боев, казалось, отбоксировал. Очень мужественно Серик выдержал пару сильнейших ударов от Сваева. Один удар пришелся в солнечное сплетение, и Сапиев практически не дышал. Я видел, как ему было тяжело. Но то, как он сумел перебороть себя и дальше продолжить бой, меня просто поразило.
– На ваш взгляд, кого проще судить на ринге, мужчин или женщин?
– Мужчин. У них психология другая. Получив удар, мужчина отходит, собирается, концентрируется, а женщина, наоборот, резко меняет тактику и начинает атаковать и бьется до победного. Однажды я судил известную казахстанку чемпионку мира Фирузу Шарипову. Меня поразил ее хладнокровный характер. Она жесткий боец и не дает шансов соперницам. Фируза тактически верно выстраивает бой, и если побеждает, то наверняка. Она перешла в профессиональный бокс, и я думаю, у нее большое будущее.
– Кого из звезд вы еще судили на ринге?
– Россиянина Артура Бетербиева, итальянца Руберто Каммарелле, украинца Василия Ломаченко, казахстанца Геннадия Головкина.
– Судье нужна физическая подготовка, чтобы суметь вовремя увернуться?
– Обязательно. Перед соревнованиями мы готовимся не только теоретически. Бегаем, прыгаем на скакалке, ходим в спортзал. На сборах играем в футбол, баскетбол. Регулярно сдаем нормативы – бег, отжимание.
– То есть судья должен быстро бегать…
– Отчасти да (смеется). Вообще, на ринге нужно держаться от бойцов на определенном расстоянии. Казусов бывало много. Однажды судья вышел на ринг с тяжеловесами и, видимо, не рассчитал, оказался в углу и упал. Кричит «стоп», а бойцы не могут понять, где же судья. Было и такое, что рефери пропустил удар. Обычно он подходит ближе, когда до конца боя осталось десять секунд. В это время рефери после гонга останавливает бой жестом руки и командой «стоп». Но тут он не рассчитал, подошел ближе. И боксер попал в рефери…
– Что приятного в таком хобби?
– Адреналин. Бывают такие красивые бои, от которых получаешь истинное удовольствие. Иногда контролируешь ситуацию, но бой так увлекает, что, кажется, сам боксируешь, возвращаясь в юность. Но в любом случае я свои симпатии и антипатии отодвигаю прочь. Бойцы должны быть в равных условиях.
– Чего стоит ошибка рефери для бойца? Здоровья, карьеры…
– Да, такие ошибки очень дорого обходятся боксеру. Очень плохо, когда рефери не видит и не чувствует, что боксер нуждается в помощи и нужно остановить бой. Бывает, когда на ринге теряют сознание, уходят в кому и даже погибают. В Казахстане такое было дважды. Поэтому сейчас до боя боксеры обязательно проходят МРТ.
Базы нет, есть надежда
Судейство, напомню, это хобби для Узбека Ауановича. По профессии он инженер-энергетик, окончил Рудненский индустриальный институт и уже более 20 лет руководит ТОО «Казавтоматика». Как предприниматель, он не раз бывал спонсором соревнований, лично помогал спортсменам с поездками. Несколько лет был вице-президентом областной федерации бокса. Был. Пока ее не закрыли.
– Костанайская область славится своими тяжеловесами в боксе. Но с условиями для тренировок проблема была и есть.
– Согласен. У нас всегда были очень сильные боксеры: Александр Мирошниченко, Иван Дычко, Василий Левит, Жан Кособуцкий, Антон Пинчук, подающий большие надежды Данила Семенов. Но у нас нет спортзалов. Не так давно аким области Архимед Мухамбетов пообещал передать бывший картинг-центр боксерам. Помещение для этого подходит: в цоколе можно организовать тренажерный зал, а в основном зале поставить несколько рингов. Но этого будет недостаточно. В других областях есть школы бокса, где тренируются и живут в интернатах лучшие спортсмены.
Если же взять взрослых боксеров, то у нас с ними совсем беда. Еще когда учатся, выступают на ринге, а когда заканчивают вузы, перестают боксировать. К тому же у нас с 2014 года перестала существовать областная федерация бокса. Мы не имеем возможности дополнительного финансирования, на которое можно было бы опереться. Ребята, не попавшие в сборную страны, вообще остаются без материальной поддержки.
Вторая половина успеха, я считаю, зависит от наставника. Когда тренер горит своим делом, это чувствуют дети, тогда и результаты растут. И неважно, в каком помещении идут тренировки. Сегодня этого энтузиазма очень недостает.
Марина ПЕРВУХИНА
Фото Сергея МИРОНОВА