Виктор ПАВЛИЧЕНКО стоял у истоков диспетчерской службы Казахстана, налаживал связь в разрушенных землетрясением Спитаке и Ленинакане. А еще он мастер на все руки, призер ВДНХ и почетный радист СССР.
Эксперимент
– Диспетчерской связи централизованной не было еще нигде в Казахстане, – Виктор Васильевич встает, меряет комнату шагами – не любит сидеть на одном месте. – Алма-Ата в качестве экспериментального региона выбрала нашу область, сельскохозяйственную. А в ней уже местные власти выбрали Боровской район. У нас база хорошая была, радиостанция, оборудование новое...
Собственно, Виктор Васильевич скромничает, дело еще и в специалисте было. В 1971 году Павличенко назначили инженером связи районного управления. Эксперимент начался в 1975-м, в район прислали три штатные единицы от Кокчетавского вычислительного центра: инженер, техники. Павличенко теоретически курировал эксперимент, фактически возглавлял эту команду. Пять лет налаживали централизованную систему диспетчерской связи. До этого были отдельные локальные хозяйства, в которых такая связь работала, но в целом данные собирал главный специалист отрасли. А тут образовали штат диспетчеров, которые не только принимали, но и обрабатывали информацию, собирали ее централизованно. Виктор Павличенко работал вместе с приезжими ребятами: данные на местах передавались на ультракоротких волнах, данные в район – на коротких.
Через пять лет эксперимент посчитали успешным. Ввели диспетчерские службы во всех районах и областях Казахстана. Сейчас данные передаются иными способами и централизованная диспетчерская связь себя изжила. Но это была страница истории, в которой первый след оставила семья Павличенко. Семья – потому как и жена Виктора Васильевича была к этому причастна. Она много лет проработала диспетчером в районе.
Горные дороги
7 декабря 1988 года рухнули города Армении Спитак и Ленинакан. Десятибалльное землетрясение потрясло до глубины души весь Союз. Даже люди из далеких стран собирали вещи, деньги, передавали пострадавшим. Спасать людей из-под развалин ехали добровольцы со всех концов СССР. В январе 1989-го в составе команды из пяти радистов (отобранных со всего Казахстана) выехал в Спитак и Виктор Павличенко.
– Мы через месяц прибыли, – вспоминает он. – Людей из-под развалин уже не вытаскивали, времени много прошло. Спитак разрушен был, весь в руинах...
Ехали радисты с другой миссией: контролировать направленную помощь. Не все в те трудные дни ехали в разрушенные города с целью спасать, помогать, восстанавливать. Были и такие, кто находил возможность поживиться под шумок. Не вся техника, которая была направлена в Спитак и Ленинакан, пришла по адресу. Вот для того и работали команды, которые обеспечивали радиосвязь в непростой для волн горной местности. Команда пробыла в Армении два месяца: ездили по горным дорогам и ставили передатчики. Делали все, чтобы разрушенные города были на связи.
Дом, который построил...
Паяльник нагрет, пахнет канифолью. Виктор Васильевич ремонтирует телевизор – современный, с плоским экраном. Говорит, что самое последнее поколение, там где нанотранзисторы, уже не может ремонтировать, там паяльником ничего не сделаешь. А эти – пожалуйста. Если что непонятно, всегда можно почитать, узнать, как делать. У него для этого компьютер, Интернет. Виктору Васильевичу 72 года. Но это не мешает ему учиться, узнавать что-то новое. Ему всегда было интересно делать то, что до него не делали.
В школе он увлекался фото, чуть ли не с начальных классов стал радиолюбителем, в старших уже вел кружок для своих сверстников и ребят помладше. С техникой всегда был на короткой ноге: в армии служил в ракетных войсках. С детства практически мог починить любое оборудование, до сих пор иногда соседи к нему обращаются. Удивительно, как в человеке может концентрироваться столько талантов вкупе с неиссякаемой работоспособностью. Если большинство людей – это волны, Виктор Павличенко – радиоволна. Он столь же стремителен и вездесущ.
– Это вы неправильно говорите, – не соглашается он. – У каждого человека своя роль в жизни. Просто кому-то посчастливилось найти дело по душе, а кто-то так и не смог...
Из окна дома Виктора Павличенко видно озеро. Сейчас он временно живет один: супруга в Челябинске у дочки, помогает растить внука. Дочь работает, а с садиками в Челябинске напряженка. Большие светлые комнаты, фотографии родных... Дом огромный, практически трехэтажный. В цокольном этаже мастерская Виктора Васильевича, на третьем мансарда, балкон. Все это он построил... сам. Один! С нуля: проект, фундамент, стены...
– Для того чтобы самостоятельно строиться, нужны были трактор, бетономешалка, циркулярка. Трактор я купил в нерабочем состоянии, практически собрал. Сделал сам бетономешалку, циркулярку, строгальный станок...
Собирать технику ему не впервой: мотоциклы перебирал, мотоблок сам собрал. А дом Виктор Васильевич строил около десяти лет. У них с супругой трое детей, уже все взрослые. Так что здесь теперь только летом многолюдно: приезжают дети и внуки из Рудного, Челябинска, Германии.
Корни и крона
– Я в семье старший, – рассказывает Виктор Павличенко. – Говорят, что рукастый – в отца. Он тоже мастерить любил, ему все интересно было.
Отец Василий Павличенко молодым парнем ушел на войну, воевал на Брянщине, в пехоте, пулеметчиком был. Три месяца на подготовке и месяц на фронте. А потом полгода в госпитале. Левую руку пробил осколок, и она отказала. Так и осталась нерабочей на всю жизнь, ссохлась. Виктор Павличенко вспоминает, что отец всегда говорил: любой недостаток компенсируется чем-то другим. Так у него и вышло: мог бы сидеть с инвалидностью и ничего не делать, но он с одной рукой успевал больше, чем иные с двумя – был мотористом, работал на тракторе, на комбайне. А в свободное от работы время чинил домашнюю утварь соседям: кому чайник заклепает, кому ведро сделает. И еще фотографией увлекался.
У детей Виктора Васильевича склонность к технике в папу: сыновья на производстве работают, дочь, правда, иную сферу избрала. Но в детстве интересовалась всем, что отец делает. А выбор таки сделала в пользу своего любимого дела – она училась музыке. Закончила в Боровском музыкальную школу и в 15 лет уехала. Девяностые годы были, в Рудном музыкальное училище было под угрозой закрытия. А она любила пианино, хотела продолжить образование. Вот и поехала к тете аж на Дальний Восток. В 15 лет, одна, далеко от дома... История хорошо завершилась: дочь получила образование, преподает сейчас в Челябинске, у нее свои вокальные студии. Но такой поступок совершить – смелость нужна. Похоже, полеты на радиоволнах всей семье Павличенко присущи!
– Дети говорят, чтобы я продавал дом и поближе к ним перебирался. – Виктор Васильевич смотрит на дом долгим взглядом.
– Не жалко оставлять будет? – спрашиваю. – Ведь в городской квартире нет такого простора.
А он отвечает, что человек, который не любит сидеть на месте, всегда найдет чем заняться. Это как в шведской поговорке: женщина, которая любит стирать, всегда найдет воду.
Мария ШИЛО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО