Несколько лет назад мы писали о перспективной костанайской художнице Екатерине САДОВНИКОВОЙ. Тогда, еще будучи студенткой, Катя открыла персональную выставку в областной галерее. Теперь она – преподаватель Костанайского педагогического колледжа, лауреат недавно прошедшей премии Клуба меценатов и... художник, который готовит уже вторую выставку. Мы поговорили с Катей о планах, выводах и не только.
– Твоя прошлая выставка называлась «Жажда жизни» и показывала какие-то социальные сюжеты. Эта будет в том же духе?
– Не совсем. Это будут портреты. В прошлый раз мои работы были, скорее, собирательными образами и перерисовками лиц с фотографий. Например, образ обнаженной по пояс девушки, прикрывающей грудь руками, был навеян социальной рекламой о профилактике рака молочной железы. Но это не был реальный человек. Опытные художники тогда посоветовали мне поработать с натурой, и я этому совету последовала. Иногда просто прошу своих коллег преподавателей попозировать. Главное – уловить суть, остальное можно сделать и без модели. У меня уже есть около десяти работ. Когда наберется больше, можно будет думать о выставке.
– То есть от социальной тематики ты отошла совсем?
– Нет, почему же. Мне интересны люди и проблемы, с которыми они сталкиваются. То, как люди выглядят в сложных ситуациях. Как в тех, что связаны с обстоятельствами, так и в тех, что от них не зависят. Например, хочу нарисовать мать, которая вынуждена была отдать ребенка в детдом, потому что она не могла его обеспечить. Так же мне сейчас очень сильно откликается тема стариков. Потому что мой дедушка борется с болезнью и ему сложно признать, что ему постоянно нужна чья-то помощь. То есть он хочет что-то сделать сам, но не может, как и множество других стариков. В их глазах жизнь, в душе они чувствуют себя молодыми, но они практически заперты в своих телах.
– Хочется поддержать этих людей или же показать реальность?
– Скорее, второе. Хочется, чтобы люди хотя бы задумались, что возраста по факту нет. Что пожилые люди – это те же молодые, просто их телам больше лет.
– А если картина заденет тех, о ком она написана?
– У художника всегда есть такая дилемма – хочет ли он добиться цели, которую он поставил перед собой сам, либо же он хочет, чтобы картина понравилась натурщику или заказчику. Тут надо выбирать. Я все-таки решила, что искусство для меня – прежде всего искусство, а не работа. Потому и перестала рисовать портреты на заказ и ушла преподавать в колледж. Потому что с портретами часто бывает то же самое. Человек видит себя определенным образом, хочет выглядеть именно так, платит за это деньги и обоснованно ждет от художника выполнения заказа. А я, например, самой выразительной частью лица вижу не глаза, а губы. Тогда человек скажет, что «глаза вроде мои, но что-то все равно не так». Поэтому пусть лучше натурщику и модели не понравится результат, но я добьюсь именно того, чего хотела.
– А чего художник обычно хочет от портрета?
– Обычно хочется рисовать интересные лица. Интересность часто выражается не в необычных или канонически правильных чертах лица. Интересна мимика, повороты головы, какие-то гримаски. Рисовать лицо – это как собирать мозаику. Глаза, нос, овал лица, улыбка. Вроде все собрал, но, кажется, что чего-то не хватает. Добавил морщинки в уголок глаз или чуть приподнял или опустил уголок губ, и сразу лицо становится живым.
– Рисование – это все-таки талант или навык, которому можно научиться?
– Играть на музыкальном инструменте можно научиться даже при минимальном слухе. С рисованием так же. Можно научиться азам, поставить руку, и ты сможешь добротно рисовать. Например, среди наших студентов есть ребята, которые рисовали с детства, а есть те, кто не рисовал никогда, но всегда хотел и поступил на эту специальность. Но 90% студентов – люди, которые хотят этим заниматься. Гореть рисованием – главное. Иначе ничего не получится.
– С чего лучше начать человеку, который всегда хотел рисовать, но боялся?
– Сейчас есть такой замечательный вариант – картины по номерам. Полотно расписано номерами, и ты закрашиваешь участок картины краской, номер которой совпадает с цифрой, указанной на этом участке. Как раскраска, только большая. Так нехитро может получиться вполне хорошая живописная работа. Самое главное – это удовольствие от того, что ты сделал это сам. Тем более что продаются варианты как с масляными, так и с акриловыми красками. А работа с маслом – это еще и тактильное удовольствие. Вполне возможно, что после такой практики вы захотите нарисовать что-то свое. Так что попробовать, однозначно, стоит.
Дилара АРОНОВА