Машиностроение в Костанайской области начало развиваться еще при Советском Союзе. Но – не задалось. В виду союзного кризиса. Сегодня на дворе кризис планетарного масштаба, но автомобилестроители пытаются не только сами выйти из него, но и вытащить на себе экономику региона, отдельно взятого государства и целого Евразийского Союза.
Автопроблемы
Понятно, что автомобилестроение на постсоветском пространстве было сконцентрировано в России: «Жигули», «Волга», «Москвич», разве что «Запорожец» имел украинскую прописку. Но после развала Союза небольшие заводы по производству авто появились во многих, теперь уже независимых, государствах бывшего СССР. И вот уже улицы заполонили «корейцы», «японцы», «немцы», «французы» отечественной сборки. Вот только для производства зарубежных авто нужно было иметь лишь отвертку: локализация производства оставалась и остается все еще на низком уровне.
Об этом недавно говорили они на втором форуме машиностроителей Казахстана, где был подписан целый ряд меморандумов с российской и белорусской сторонами о поставках запчастей и даже автомобилей. Но потом стороны пошли на попятную.
Все берегут свою экономику
Казахстан и Костанай, в частности, производят у себя многие мировые автобренды. Но проблема в том, что эти же бренды производятся и в России, и в Беларуси. А когда статистика продаж показывает спад, каждая страна пытается защитить своего производителя. Взять ту же ситуацию с китайским Geely. Напомним: на втором форуме машиностроителей Казахстана был подписан меморандум о сотрудничестве, в соответствии с которым на производственных мощностях «АгромашХолдинга» должно было быть налажено производство пяти моделей Geely методом крупноузловой сборки. Вот только закавыка в том, что эти автомобили уже производит полным ходом Беларусь. И вовсю снабжает ими страны постсоветского пространства. В итоге Казахстан официально подтвердил свое намерение отказаться от поставок автомобилей Geely белорусской сборки.
Белорусы даже связались с представителем официального импортера Geely в Казахстане – ТОО «Аспан Авто». Руководитель отдела маркетинга этой компании Александр Кислюк пояснил, какие автомобили совсем скоро начнут производить на мощностях завода и чем Geely белорусской сборки не устраивают казахстанцев и Евразийскиий союз. Все дело в крупноузловой сборке.
Уже в сентябре 2015 года (меньше, чем через год после заявления о намерениях!) в Костанае планируют перейти к производству, включающему сварку и покраску кузова. У белорусских же Geely все детали автомобилей китайские: вот уже третий год сборка идет в формате SKD – крупноузловой сборки, следовательно, называть машину белорусской можно только формально. Сегодня потенциальные покупатели из других стран смотрят в сторону белорусской Geely c опаской: автомобиль на 100% состоит из китайских запчастей, почти за три года работы машину не «переобули» даже в «Белшину». В нынешних условиях такую медлительность можно назвать опрометчивой – по крайней мере для белорусской промышленности.
Динамичный и успешный автопром Казахстана работает куда быстрее, отмечают белорусы. Кстати, за последний год в Казахстане было продано более двух тысяч Geely, в том числе белорусского производства. И это несмотря на то, что, во-первых, белорусские Geely не считают полноценными: они собраны в режиме крупноузловой сборки. Во-вторых, приобретение машин в России не выгодно по финансовым причинам.
Что тут остается добавить? На автомобильном рынке Евразийского союза действует много игроков. И каждого из них пытается защитить свое государство.