История жизни Абылай хана уникальна и не похожа ни на одну другую биографию из пантеона казахских правителей. Несмотря на происхождение из великого рода, он прошел путь от пастуха до великого объединителя казахских земель. Вся его жизнь – как поэма, но при этом подтверждена историческими документами и воспоминаниями современников.
Из Петропавловска в Костанай
Передвижная выставка «Ордасы ұлы Абылайдың» в день открытия привлекла всех, кто живо интересуется историей Казахстана. Профессора, акыны, студенты, школьники заполнили небольшое пространство областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина так, что яблоку негде было упасть. Звучала домбра, читали стихи школьники. К открытию выставки приурочили финал городского конкурса эссе о жизни и деятельности Ибрая. Чуть позже под дождем шашу из конфет ленточку перерезали руководитель Костанайского областного управления культуры Ерлан Калмаков и гость из Петропавловска директор музейного комплекса «Резиденция Абылай хана» Аян Садаев.
Между Костанаем и Петропавловском – крепкие культурные связи. В рамках меморандума о сотрудничестве между Костанайским областным мемориальным музеем Ибрая Алтынсарина, областным управлением культуры и КГКП «Резиденция Абылай хана» управления культуры, архивов и документации акимата Северо-Казахстанской области в сентябре 2018 года в Петропавловске также работала наша передвижная выставка. Костанайская экспозиция «Кел, балалар, оқылық!», посвященная жизни и деятельности великого просветителя, гостила у соседей месяц. Теперь на один месяц – до 12 мая – к нам приехала выставка «Ордасы ұлы Абылайдың».
Хотя в школьном учебнике истории Казахстана периоду правления Абылай хана посвящен отдельный параграф, этого, конечно, мало. Трилогия Ильяса Есенберлина «Кочевники», более детально рисующая образ Абылая, рекомендована в качестве дополнительного чтения. Но все же выставка с реальными экспонатами – совсем другое дело. Ученики костанайских школ смогли увидеть образцы оружия XVIII-XIX веков, настоящую пику Казыбек (Тышкан) батыра, участника войны против джунгар, письма Абылай хана к царскому правительству – всего более тридцати экспонатов.
Резиденция
Историческое здание, в котором сегодня располагается «Резиденция Абылай хана», не всегда радовало жителей Петропавловска своим прекрасным видом. Если взглянуть на состояние памятника архитектуры до реконструкции на фото 2004 года, иначе как плачевным его не назовешь. В феврале 2005 года Таир Мансуров, тогда аким Северо-Казахстанской области, доложил Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву о необходимости спасения здания от дальнейшего разрушения. Елбасы тут же откликнулся на просьбу, написанную от лица всех петропавловцев. На реконструкцию резиденции хана были срочно выделены средства из республиканского бюджета. Уже в августе 2008 года состоялось открытие музея, на котором присутствовал сам Нурсултан Абишевич.
История здания резиденции насчитывает века. Еще в 1765 году генерал-майор Девиц сообщает своему начальству о том, что «...Аблай Салтан своего родного сына Бури Салтана с четырнадцатью человеками киргизцев ко мне в крепость Святого Петра прислал, напротив которой и требуется строительство...». Сначала был воздвигнут деревянный дом, в котором обустроили покои Абылая, канцелярию, баню и дом «для приезжающих киргис-кайсацких старшин».
После смерти Абылая здание часто меняло свое предназначение. К примеру, в 1915 году в нем располагался военный лазарет. В советское время объект значился как «Дом Абылая». Несмотря на то что он числился в перечне охраняемых государством памятников истории, вплоть до 90-х годов прошлого века в нем располагалась казарма воинской части. Но это уже было кирпичное здание, вновь отстроенное в 1829 году на месте деревянного.
О том, что здание играло роль резиденции казахского хана, говорят многие документы, сегодня скрупулезно собранные историками. Еще в советское время об этом писала историк Наталья Аполлова в своей книге «Хозяйственное освоение Прииртышья в конце XVI-первой половине XIX вв.»:
«В частности, устроить полуоседлое хозяйство намеревался в 1765 году влиятельный султан Среднего жуза Абылай, освоивший пастбища напротив Петропавловской крепости, и ему разрешался меновый торг. Абылай просил построить ему на зимовке (в семи верстах от речки Колчакты) зимний дом и четыре дома («покои» для сыновей). Посланные на Ишим двадцать русских плотников должны были по приказу Военной коллегии построить «хоромы» для Абылая, а сибирской администрации предстояло выяснить, можно ли с успехом повторять этот опыт в дальнейшем, чтобы приучить казахов к оседлому быту. Было указано: в зимнем доме Абылая вместо печей по обыкновению всех татар сделать «шувалы» (чувалы). Чтобы зимовка Абылая приобрела облик «городка» и султан гордился ею («тщеславию находил причину»), пришлось обнести «хоромы» валом и рвом, а также построить для мелкого скота и лучших лошадей крытые сараи».
Были также построены дом султану Солтомамету, «покои» батыру Кулсаре в низовьях Иртыша, а в 1788 г. Солтомамет получил разрешение перенести свои «хоромы» на правобережье Иртыша. Осенью 1773 г. просил построить зимний дом в верховьях Ульбы батыр Мамбет. Ему было разрешено построить дом на левом берегу верхнего Иртыша. Летом 1778 года в зимнем доме, построенном у Камышлова озера, поселился батыр Кулбаки».
Страницы биографии
В детстве Абылай остался сиротой – его отца Коркем Уали-султана убили джунгары. Родовой аул был разорен, и спастись мальчику помог верный слуга Ораз.
Для того чтобы прокормить себя, Абильмансур (имя, полученное при рождении) устроился работать пастухом. Из-за густой шевелюры люди прозвали его Сабалак, что означало «лохматый». Но Сабалак оказался непростым парнем. От сверстников его отличала чрезвычайная чистоплотность, аккуратность в одежде, врожденные аристократические манеры, тонкий ум и большая физическая сила. Это заметили Толе би и Богенбай-батыр, встретившие юношу на своем пути. Благодаря Богенбаю Абильмансур начал военную карьеру. Вскоре он прославился как батыр, в поединке один на один поразив джунгарского богатыря Шарыша. После поединка, в котором Абильмансур подбадривал себя боевым кличем (ураном) «Абылай!», хан Абильмамбет спросил парня: «Что у тебя за клич?». «Это имя моего деда Абылай хана, также известного как Канишер», – ответил юный батыр.
Шли годы, авторитет храброго воина, теперь уже известного всем как внук Абылай хана Канишера и прозванного Абылаем, рос, а слава о нем разносилась по всей степи. Аргыны выбрали его своим султаном. Джунгары объявили огромную награду за пленение смелого султана. Попав в плен, Абылай не был сломлен, и впоследствии джунгарский правитель Галдан Цэрэн скажет о нем: «Правит малым народом, но достоин большого».
Абылай хан поощрял торговлю с соседними государствами, параллельно ведя свою знаменитую политику балансирования между Россией и Китаем, так называемую политику «между львом и драконом». Это помогло ему, уже всенародно избранному ханом, объединить многие разрозненные казахские земли.
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Сергея МИРОНОВА