В частных детских садах при костанайских образовательных учреждениях сегодня воспитывается 1500 детей. Власти города намереваются вывести сады из школ. Но куда?
Мое право!
– Я специально в этом районе брал квартиру в ипотеку! Мне еще 25 лет за нее банку выплачивать. Я буду отстаивать наш детский сад! – говорит Азамат Рахметов.
Три месяца назад мужчина переехал в Костанай из Житикары. Азамат военный, у него двое детей. Сын на следующий год идет в предшколу, дочка – в младшую группу. Он специально приобрел квартиру в районе 8 школы, в которой находится частный детский сад «Балажан». Азамат родом из Костаная, учился в этой же школе. Хотел, чтобы и дети его сюда ходили. А еще удобно: детсад и школа в одном здании, детей можно приводить вместе.
Азамат говорит, что у него работа такая, что нельзя предугадать, когда и куда отправят. Основная ответственность на супругу ложится. Вот мужчина и подыскал жилье близ школы, чтобы ей легче было. Место в детском саду ему предоставили вне очереди, военнослужащий имеет такую льготу. Улан три месяца в сад походил и уже научился выговаривать «р» – занятия с логопедом показали себя.
Азамат уже радовался, что и дочка на следующий год пойдет в хороший детский сад. Известие о том, что сад то ли выведут из школы, то ли вовсе закроют, выбило его из колеи. И как настоящий мужчина, он намерен защищать свою семью, намеревается идти в разные инстанции и добиваться, чтобы сад при школе оставили.
Подобных историй в записи на диктофоне немало. Они изложены в письмах, которые передали редакции (кстати, почти все родители того самого детского сада «Балажан» подписались – 71 подпись). Они звучали на встрече родителей, педагогов и учредителей на встрече с журналистами «КН». Родители из разных детсадов рассказывали о том, как дети с удовольствием ходят в сады, как там замечательно, уютно: отдельный вход, групповые зоны. И самое главное, удобно: ведешь старшего и младшего одновременно.
Не нужно тратить деньги на автобус, не нужно зимой морозить детей. На такси ездить – зарплата далеко не каждому позволяет. Поэтому неудивительно, что родители стали обрывать телефоны редакций и акимата, когда услышали про то, что их налаженная жизнь может рухнуть.
Вынужденная мера
Частные детсады начали открывать при образовательных учреждениях с 2012 года. Сегодня в Костанае 15 таких садов: 14 при школах, один в здании колледжа.
Руководитель облуправления образования Василий Цымбалюк, который в то время был руководителем отдела образования города, рассказывает, что с 2012 года в республике действовала программа «Балапан», в рамках которой нужно было найти дополнительные места для дошкольников. В городе на тот момент была очередность более 10000 человек. Поэтому проводилась работа с частными организациями и предприятиями, искали варианты для размещения частных детских садов. Готовых зданий было мало, поэтому было принято решение отдать места в школах.
В течение нескольких лет помещения отдавали в аренду на конкурсной основе, но найти желающих начать хлопотный и малорентабельный бизнес было непросто. Ведь помещение нужно было отремонтировать, приобрести материально-техническую базу, пройти установленные законом процедуры и получить санитарное, противопожарное заключения, уведомление Минобразования и науки о соответствии. Оборудование выливалось в 3-5 миллионов, многие брали кредиты.
Сегодня учредители говорят, что с государством они сотрудничают в рамках государственно-частного партнерства. Заключен договор с горакиматом, в рамках которого государство выделяет на детей подушевое финансирование (27931 тенге на ребенка в месяц). Благодаря этому плата за частный детский сад такая же, как и в государственных – 12000-13000 тенге.
Учредители выплачивают школе аренду, оплачивают услуги ИП в школьных столовых, которые готовят для детского сада отдельное меню, обновляют мебель и оборудование.
Учредитель ЧУ «Үндестiк» Салтанат Исмагулова говорит, что их детсад «Алдияр» в Северо-Западном микрорайоне считается образцовым, недавно на его базе семинар проводили. Этот детский сад, кстати, единственный в том районе. И переводить его некуда: Салтанат говорит, что присматривала коттедж, но их дети туда не уместятся. Другие учредители тоже разводят руками. Куда идти? Выкупать несколько квартир на первом этаже многоэтажки? Делать капитальный ремонт, заново оборудовать всё (плюс площадку во дворе)? Это требует таких вложений, которых у учредителей нет. А помещений, которые уже были бы приспособлены, тоже нет.
Пойти туда...
...не знаю куда. Такое поручение давали главному герою одной из детских сказок. Оказывается, в сказках для взрослых такие поручения тоже дают. Примерно так звучит формулировка о предложении вывода детсадов из костанайских образовательных учреждений (14 школ и один колледж). 10 апреля на совещании аким города поручил учредителям частных детских садов до 1 мая внести предложения по решению вопроса смены места размещения.
Поводом послужила ситуация с ребенком в школе №19: первоклассник упал в лестничный пролет с третьего этажа. К счастью, ребенок жив, находится сейчас в больнице. Однако именно этот случай стал спусковым крючком для ситуации, которая взволновала и огорошила родителей, работников детсадов, учредителей частных садов. И встал вопрос: нужно разгрузить школы, чтобы начальные классы находились на одном этаже, а не ходили на уроки по разным этажам. Проблема в том, что найти помещение для 100 детей (в среднем столько их находится в каждом частном детском саду при школе) практически невозможно.
И. о. руководителя городского отдела образования Гульсум Уразбаева говорит, что учредители должны были понимать: размещение детских садов в школах изначально было временной мерой. Правда, признает, что официально им об этом не сообщалось.
Руководитель облуправления образования Василий Цымбалюк согласен: мера была временной. Но! Изначально определялось, что детсады должны работать до тех пор, пока в городе не будет построено достаточное количество государственных учреждений. За эти годы в Костанае появился только один детский сад – №17 на КСК. По словам Василия Александровича, на его строительство государство выделило 800 миллионов тенге. В одном типовом детском саду 280 мест. Для того чтобы разместить 1500 детей, нужно построить как минимум пять детских садов. Более того, по словам замакима города Рустема Каркенова, в ближайшее время строительство детских садов в городе не планируется. И даже если оно будет в планах, то только в новых микрорайонах.
Не закроют
На прошлой неделе в горакимате состоялся брифинг, посвященный теме детсадов. Заместитель акима города по соцвопросам Рустем Каркенов и и. о. руководителя отдела образования Гульсум Уразбаева ответили на вопросы журналистов.
– Ни о каком закрытии детских садов при школах не идет речь, – сообщил замакима. – Рассматривается вопрос об их переносе. Это вопрос не одного дня. Но его придется решать.
По словам Рустема Хаировича, количество учащихся в костанайских школах увеличивается. Для начального блока нужно находить дополнительные помещения. Это станет возможным, если частные детсады найдут другие помещения.
Гульсум Уразбаева сообщила, что вопрос о выведении детсадов из школ не стоит категорично, временные сроки не определены. Сейчас учредителям поручено подыскать подходящие помещения в тех же районах города, где расположены школы. Однако ремонтировать и восстанавливать их нужно будет за свой счет, государство никак дотировать это не будет.
– Что будет, если учредители не найдут место? – задала я вопрос.
На него ответил замакима: тогда... останутся на месте, в своей же школе.
Несмотря на вроде бы благополучное разрешение ситуации, многое непонятно. Первое: для чего затевалась вся эта история? Если зданий, приспособленных для детсадов, не было 7 лет назад, то откуда бы они появились? Возможно, прежде нужно было бы изучить ситуацию, затем работать с учредителями. И второе: на брифинге Гульсум Уразбаева сообщила, что в очереди в детские сады стоит 9000 детей от 0 до 6 лет. В 2012 году их было 10000, благодаря частным садам очередь удалось сократить до 3500. Ситуация повторяется: увеличивается не только количество школьников, больше становится и дошколят. Так, может, вместо того чтобы будоражить работающий механизм, нужно искать новые возможности для того, чтобы разгрузить очередь?
Мария ШИЛО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО