Новая волна интереса к этой теме возникла после недавней поездки Первого Президента Казахстана в соседнюю страну на международный форум «Один пояс – один путь».
Влияние в мире
Нурсултан Назарбаев восторженно отнесся к тому, как реализуется идея, сплотившая уже полторы сотни государств. У каждого, разумеется, свои интересы. По мнению Елбасы, «все они могут сказать: Китай никогда не диктует свои условия и не говорит «живите, как мы живем», как Запад нас учит всегда». Именно поэтому в отношениях с Китаем, считает он, «никаких проблем мы не видим».
Китай в последнее время вышел на четвертое место по объему прямых инвестиций в экономику Казахстана. В республике уже действуют больше 1200 китайских предприятий, и почти три тысячи – с участием китайского капитала. Как один из самых успешных приводится пример костанайского «СарыаркаАвтоПрома».
Надо заметить: в других странах мира китайское присутствие и того больше. Появился даже термин «мировая экономическая интервенция Китая». В этой стране скопилось много свободных финансовых средств, с помощью которых она и распространяет свое влияние в мире. А Казахстану инвестиции очень нужны. Но надо ли так уж безоглядно падать в объятия большого соседа?
Брать и осваивать
В последнее время все чаще возникают опасения долговой ловушки. Оправданы ли они? Назарбаев говорит так: «Что касается долговых обязательств, то это дело каждого государства. Брать долги и осваивать или не брать». По сути, он подтвердил, что без иностранных инвесторов будет трудно поднять экономику Казахстана. И республика однозначно для себя решила, что «будет брать и осваивать».
В том же ключе говорит и казахстанский политолог, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Булат Султанов:
– С учетом запуска проекта «Один пояс – один путь» Казахстану стоит задуматься, как максимально выгодно для себя использовать потенциал КНР.
По его мнению, самое эффективное – связать нашу программу форсированного индустриально-инновационного развития со стремлением Китая проложить дорогу через Казахстан в Европу и страны Ближнего и Среднего Востока. Использовать именно транзитный потенциал. А без инвестиций Китая в экономику Казахстана задачи по индустриально-инновационному развитию весьма усложняются.
Вопрос поглощения
Тем не менее не теряет актуальности вопрос поглощения казахстанской экономики китайской. И хотя сегодня экономисты отрицательно отвечают на этот вопрос, все они однозначно говорят: присутствие китайской составляющей будет расти. Китай намерен и уже занимается не только серьезной разработкой недр республики, но и реанимацией убыточных предприятий. Китайцы финансируют проекты по переработке сельхозпродукции, обработке кожи... При этом, отмечают экономисты, практически все китайские проекты направлены на вывоз продукции за пределы республики.
Особенно это касается урана. По экспорту этого энергетического сырья в Китай Казахстан во много раз обогнал даже Россию. Зачем Китаю столько урана? К 2030 году он намерен иметь у себя для нужд развития собственной экономики 100 атомных реакторов. В два с лишним раза больше, чем сейчас.
Политолог Марат Шибутов составил две модели экономических взаимоотношений Китая и Казахстана. Первая построена на том, что Казахстан – страна, богатая природными ресурсами, которые нужны Китаю. Торговое сальдо складывается в пользу Казахстана, потому что сырья Китаю нужно много. Есть и другая модель – из экспортера сырья Казахстан превращается в преимущественного покупателя китайских товаров.
– Таким образом, видно, что необходим постоянный мониторинг взаимоотношений стран, поскольку их роли и тип взаимодействия в силу тех или иных причин может довольно быстро измениться. Потом, когда выяснится расхождение между тем, что в головах, и тем, что в реальности, могут случиться неприятные сюрпризы, – заключает политолог. И с этим, похоже, надо согласиться.
Татьяна БАШКАТОВА
Фото сайта sputniknews.kz