Я служил в армии несколько часов. И теперь хочу задать отцу лишь один вопрос: как можно служить два года?
Опозорюсь!
Ни одна волосинка в моих густых бровях не пошевелилась, когда редактор предложила на один день пойти в армию. Я сыграл роль мотивированного трудяги. На самом деле фантазия шефа собрала мои комплексы в одно комбо: не стрелок, не атлет, не стратег, не... Одни «не» и «но»... Но разве не в этом суть перевоплощений? Я включил свой вечный принцип: «опозорюсь, но попробую».
Про подшивы
Понятно, что служить я отправился в войсковую часть 6697 г. Костаная. Меня направили к военнослужащим батальона оперативного назначения. Вы их можете видеть если не каждый день, то часто – на концертах, футбольных матчах и так далее.
Сначала – перевоплощение. И если подобрать размер формы было очень просто, то переодеться – нет. Первое поручение – выгладить форму. Но это не рубашка в ресторан. Каждая линия должна быть четкой, а параллельные детали нуждаются в идеальной симметрии. За ней четко следят.
Мне разрешили обращаться за помощью к рядовому Бахтияру Нурбаеву. Позже выяснилось, что мы земляки – из Кокшетау. Благодаря зёме моя служба не накрылась одним переодеванием. Он раскрыл мне секреты правильной глажки и навел геометрию на моих косых линиях.
Солдат не только храбр и смел. Он еще и стоит на страже гигиены. Следующее задание – подшить подворотничок. Узенькую белую полоску материала называют подшивой. Ни один ястреб не должен заметить швов. Солдаты умудряются с ней справиться быстро, между чисткой зубов и другими процедурами. Я шил правильно, но крайне медленно. Опять же, Бахтияр выручил.
Мысль от портянок
Какой же я бываю никчемный! Эту мысль мне внушили портянки. По сути, прямоугольный кусок ткани, который нужно в правильной последовательности намотать на ногу. В тот день с чужой помощью я справился – надел берцы. Но прошло пару дней, а я не уверен, что смогу правильно намотать портянки.
Ногам было больно, видимо, что-то сделал неправильно. А ведь Бахтияр предупреждал: сделай качественно, для себя, иначе ногам будет тяжело. Но куда там! На переодевания у меня ушло больше часа. За такую скорость бы в наряд!
Что я понял? Самое главное – кантик. Это очень многозначное для армии понятие. Но суть одна – идеальный порядок, неважно где. Кровать, стрижка, форма, головной убор, берцы – все должно соответствовать кантику. Есть кантик – можешь служить.
На щите
Пора и к практике переходить. Мы застали момент, когда солдаты тренировались со щитами и дубинками под руководством Азима Абилева. Тренировка была в разгаре, от парней исходила «агрессия» к воображаемому противнику. И тут приперся я, добряк. Мне выдали шлем, бронежилет и дубинку.
Выдать одно, а пользоваться – совсем другое. Во-первых, я перестал воспринимать многие звуки. Во-вторых, страшно тупил. Команды я не понимал. У меня не было иного выхода, как с опозданиями повторять за своими соседями по строю. А ведь обучали нас уникальным скиллам. Как правильно держать щит, чтоб никто не смог разрушить строй. Как держать дубину. Как переходить в наступление. Как смотреть из-под щита. Вот вы не умеете, да? А я теперь имею представление.
Тогда я был почти в панике. Да, держал poker face, но понимал, что не справляюсь. И ногу неправильно ставлю. И неправильно держу щит. Именно моя позиция станет мишенью для врага. Я все это понимал, но ничего сделать не мог. Агрессия из меня никак не перла. Я ощущал себя Белоснежкой, честное слово.
Спишу я все на первый раз. Пусть тигр внутри меня еще поспит. Но тренировку я покидал «на щите».
Шаго-о-ом марш!
Достать мое самолюбие из глубин Вселенной помог сержант Аманжан Карсакпаев. Он вплотную занялся моей строевой подготовкой. Пожалуй, это лучшее, что успел сделать за день. Он быстро и просто объяснил мне секреты правильной ходьбы. Легко тоже не было, неправильно завернутые портянки жали ногу. И как носок тянуть?!
Но мне очень хотелось сделать хоть что-то не на «двойку». Да, сначала в такт не попадал. Начинал не с той ноги, тянул не ту руку. Но потом все получилось. Наконец, я подумал, что вполне могу соответствовать фразе, написанной в войсковой части: «Долг! Честь! Мужество!»
Из наблюдений
Параллельно я старался наблюдать за всеми солдатами на правах динозавра. В в/ч 6697 служат юноши со всего Казахстана – от Шымкента до Петропавловска, – рожденные в период от 1993 до 2000 года. На них лежит особая миссия – правопорядок в нашем областном центре.
Все военнослужащие обращают внимание своей организованностью. Если мы, гражданские, какие-то расхлябанные, то служащие не сделают лишнего движения без надобности. Чего бы это ни касалось: похода в столовую, подтягиваний на турнике, подшива или портянок – солдат всегда логичен и последователен. То же самое и в разговоре.
– Нас всех дома ждут родители, друзья, девушки. В части есть комната свиданий, при желании можно будет встретиться с ними. Но почти никто этого не делает. Только привыкнешь к службе, а потом опять начнешь скучать. Лучше уж год не видеться, – говорят солдаты.
Тоже правильно. Домой юноши вернутся мужчинами, готовыми к любым поворотам судьбы. А я... Ну зато я творческий.
Самат КАРИМОВ
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО
P.S. Отдельное спасибо начальнику клуба в/ч 6697 Зарине Байгазиновой, без которой ничего бы не получилось. Вот теперь, как и хотела Зарина, точно «всё»!