Возвышать или принижать другое государство не входит в мои планы. Расскажу о том, что вижу. Зарисовка с натуры – так можно назвать этот жанр.
Своими глазами
Когда пишутся эти строки, до выборов в Европарламент остается ровно неделя. А неделей раньше в аэропорту Франкфурта-на-Майне мы с мужем удивлялись тому, что быстро получили багаж, что никто не придирается к нашей кошке, которую мы взяли с собой из Костаная. Хотя именно с кошкой нам обещали много проблем, несмотря на наличие международного ветпаспорта.
Лишь на выходе из терминала остановил полицейский. Спросил, показывая на чемоданы, есть ли там запрещенные предметы и сколько у нас денег. Поверил на слово. Нюанс к тому, что политической активности здесь не заметно - простые будни.
Франкфурт – это земля Гессен. На следующий день мы уже были в Нижней Саксонии – политическая уравновешенность наблюдалась и там. Еще через два дня мы были на земле Рейнланд-Пфальц. Этот маршрут мы выбрали сами. И своими глазами видели спокойную жизнь немецкой глубинки. Изредка попадаются билборды с датой 26.05.2019 – напоминание о том, когда состоятся выборы. В один из дней в почтовом ящике мы обнаружили листовку с тремя фото провинциальных кандидатов и красного цвета шариковую ручку. Портреты кандидатов можно увидеть и на улице – они стандартного размера и все одинаково, на одном уровне по высоте, крепятся к какой-либо опоре. Это то, что я вижу своими глазами. А вот что видят глаза «чужие»:
«В этом году выборы в Европарламент предстоят бурные, население наконец-то осознало, что пора менять ландшафт и гнать замшелых старичков, прикипевших к брюссельским креслам, - говорит нам украинец Вадим Сиколенко, который живет и учится Берлине. - Поэтому все улицы завешаны политической рекламой, в основном, конечно, пятёркой ведущих партий плюс поднимающейся снова пиратской партии. Но вот в университетском кампусе мне бросился в глаза плакат со знакомым с раннего детства лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Опять. Это агитация марксистско-ленинской партии Германии. Как известно, университеты Германии занимают левые позиции, а университеты Берлина - крайне левые. Ленин, Мао, Ким Чен Ир, всю жизнь боровшиеся против империализма - кумиры молодёжи…»
Спрашиваю у сына, студента немецкого университета: кто агитирует вас и за кого? Их никто не агитирует, не пичкает именами Мао, Ким Чен Ира и Ленина в том числе. Перед выборами они живут так же, как и до нынешней решающей их фазы. Можно не сомневаться, что есть активисты, ультра, но экстраполировать их взгляды на всю молодежь не просто ошибочно, а неправдиво.
Правила игры
Правда, в Берлине мы пока не были. Но так ли уж кипит столица ФРГ? Проехав несколько крупных городов, мы ни на одной из улиц не увидели портретов Ангелы Меркель и других политиков федерального уровня. На дорогах почти не встречаются полицейские автомобили. А в ратуше одного из округов, где мы побывали, чтобы решить некоторые вопросы, нас приняли быстро, доброжелательно – вход туда свободный. Если перевести на нашу терминологию, мы были в районном акимате. Без турникетов и постовых на входе. Это беспечность или демократия? Я обратилась к Александру Рару, немецкому политологу, публицисту, аналитику, который пользуется, если так можно выразиться, международным доверием. Цитирую ответ дословно:
- В Германии, конечно, нет никакого культа личности в отношении политиков. Здесь очень сильно развито гражданское общество. Неправительственные организации участвуют в определении политики страны. Очень сильно влияние прессы на правителей. Естественно, ведомство канцлера, бундестаг, где заседает парламент, охраняются специальной полицией. Но местная власть, ратуши спокойно общаются с людьми. Слава Богу, не было серьезных казусов, покушений на политиков. Отдельные случаи были, но очень давно. Исламисты местным властям и простым жителям не угрожают. Бомбы, грузовики, атакующие пешеходов, понемножку уходят в прошлое. Да, жизнь здесь спокойнее, чем во многих других местах земного шара. Полиция есть, но она держится в стороне, чтобы не вызывать какого-то ажиотажа. Как мне кажется, здесь можно говорить о функционировании демократии. Здесь больше людей, чем за пределами Европы, придерживаются этих правил игры: компромиссов, взаимоуважения, которые были выработаны западным обществом, демократическим, либеральным обществом после окончания Второй мировой войны…
Что касается прессы, в одном из супермаркетов мы купили «Bild» - самую тиражную газету в Германии. Ее называют бульварной, но она активно вмешивается в политику, в частности, ее антироссийские выпады широко известны. Однако продавец газеты с усмешкой сказала нам: «Не всему верьте, что здесь написано...»
Опять же приходим к выводу, что лучше доверять своим глазам, без посредников.
Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото автора
Рейнланд-Пфальц-Монтабаур.