Никогда еще экономика не была так тесно увязана с политикой.
Два важных события мая можно отметить особо. Прошел двенадцатый по счету Астанинский экономический форум. В нем участвовали эксперты, экономисты, политики из 74 стран мира. Конкретные результаты форума еще будут подводиться. А вот интерес к политике со стороны участников был несомненный. В частности, к тому, как в Казахстане проходит транзит власти после ухода с поста президента Нурсултана Назарбаева. Понятно, что в первую очередь этот интерес вызван не тем, кто конкретно займет его место. Главное - можно ли рисковать вложениями в экономику страны. Сам Елбасы, выступая на форуме, заметил, что преемственность политики страны сохранится. А значит, можно без сомнений доверять курсу нынешних политических игроков.
Среди участников Астанинского экономического форума был и директор Центра конкурентоспособности IMD Артуро Брис. Он назвал его «экстраординарным», выделяющимся на фоне других подобных форумов. Согласно последнему рейтингу стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности, который составляет IMD по методике Европейского института менеджмента, Казахстан находится на 32-м месте, между Францией и Литвой. И на 14 позиций выше, чем Россия. Поэтому понятно, чем вызван интерес к республике, ее внутренней и внешней политике.
Второе событие - на прошлой неделе опубликован доклад ООН о состоянии мировой экономики. Его эксперты считают, что в 2019 году в Казахстане ожидается рост экономики. Называется и причина - «благодаря бюджетным расходам». Реверанс это в сторону республики или нет - определить сложно. Да, по ряду серьезных государственных программ (развитие инфраструктуры, логистики, рынка жилья) уже идут серьезные бюджетные вливания. И это должно дать толчок развитию других отраслей.
Интересно, что, по прогнозам экспертов Азиатского банка развития, данным чуть раньше, в 2019 году рост экономики Казахстана замедлится из-за нефтяных проблем. Однако, как и эксперты ООН, этот банк считает, что главным источником экономического роста в ближайшие годы станут государственные инвестпрограммы. Но как долго это может длиться? Особенно на фоне во многом неблагоприятных внешних условий, среди которых торговые, санкционные войны.
Другими глазами взглянул на ситуацию казахстанский экономист Петр Своик. По его мнению, «для корабля, держащего курс в разные стороны, никакой ветер не будет попутным». Сегодняшняя экономическая (во многом продиктованная политической) многовекторность Казахстана не позволяет ему иметь такие ниши в мировой экономике, какие имеют транснациональные компании других стран. Поэтому любой рынок для республики - иностранный. И проталкивать туда свой товар очень трудно. А иностранные инвесторы «всегда будут вкладываться только в экспорт сырья, в сопровождающую такой экспорт торгово-финансовую инфраструктуру».
«Формат выхода из выдыхающейся экспортно-сырьевой модели, - заключает Петр Своик, - лишь один – Евразийский экономический союз. А уже через него – не сырьевое освоение рынков третьих стран и объединений». Но здесь он видит незрелую ситуацию. В том числе со стороны самого Евразийского союза, который никак не разработает привлекательные механизмы совместного инвестирования и развития. Один из них недавно при встрече с послом Казахстана предложил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он считает: есть смысл подумать о транспортировке к ним казахстанской нефти. Для создания «своей» нефтяной территории. Посмотрим, что будет дальше.
А пока заслуживает внимания такой факт. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил мораторий на создание новых государственных компаний. По его поручению правительство должно проанализировать деятельность существующих и внести предложения по их сокращению. Если учесть, что уже принято решение о реорганизации Нацбанка страны, нашу экономику, очевидно, ждут перемены.
Татьяна БАШКАТОВА
Фото dknews.kz