Надувные батуты, бассейны, тарзанки, паровозики с началом лета наполняют города. И пока государство пытается навести порядок в этой развлекательной сфере, синоптики предупреждают — Костанайская область является зоной не только рискованного земледелия, но и весьма опасного бизнеса.
Вне контроля
- Мы живем в местности, для которой характерна резкая смена погоды, сильные ветры. Нередко порывы достигают 25-30 м/сек. В такую погоду ломает деревья, крыши сносит с домов, - отмечает начальник отдела прогнозов Костанайского филиала Казгидромета Валентина Загребина. - Поэтому за переносными и тем более надувными конструкциями глаз да глаз нужен. Тем более что речь о безопасности детей.
Напомним, 25 мая сильный ветер опрокинул надувной батут в центральном парке Караганды. В результате ЧП погиб 12-летний ребенок, еще двое детей получили травмы. Ни одна из государственных контор вину на себя не берет. Да и вообще не курирует данную сферу.
Только после произошедшего МВД заявило: необходимо создать орган, который будет курировать «надувной» бизнес. Сейчас полицейские обходят владельцев аттракционов, проверяя документы и право на землепользование. Но речь не идет о безопасности. ЧС-ники тоже разводят руками, ведь законодательно никакая ответственность и за ними не закреплена.
Небольшие подвижки есть со стороны Комитета технического регулирования и метрологии. В его подразделении по Костанайской области на наш запрос ответили, что в данный момент разрабатываются проверочные листы для владельцев, в частности, батутов. Одна из позиций — проверка на наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии. Речь идет о техническом регламенте ЕЭС «О безопасности аттракционов», вступившем в силу в апреле прошлого года. Но! Этот регламент распространяется только на аттракционы, которые «родились» позже регламента.
Нужен орган
Евгений Лошкарев и предприниматель, и Кулибин. Двухэтажный London Bus, катающий детей по Бульвару молодежи и центру, его рук дело. Он говорит, что самодельный аттракцион безопасен. В подтверждение своих слов прилагает сертификат и техпаспорт. Однако этот документ, отмечает бизнесмен, у него требовали лишь потенциальные клиенты, а не представители госорганов. Сейчас такие автобусы ездят по Рудному, Лисаковску, Актюбинску, Кызылорде и Нур-Султану.
- В прошлом году всех обязали иметь сертификаты, но в Казахстане такой документ сделать нельзя — негде. В России всего в трех городах можно получить. Само собой, за свой счет. Я заплатил за этот документ почти миллион тенге, - отмечает Евгений Лошкарев. - Нам, предпринимателям, нужен единый орган, который бы контролировал все вопросы, связанные с аттракционами. После ЧП в Караганде к нам все ходят — и ЖКХ, и полиция, и прокуратура. Так нас, бизнесменов, задушат.
Мама, бди!
Именно родители, говорит Евгений, в ответе за своих чад. Но многие взрослые, увы, ведут себя безответственно: гуляют нетрезвыми, надолго оставляют детей одних. Этого же мнения придерживается и заместитель директора центрального парка Костаная Мирякуб Багиров.
- К сожалению, в нашем деле нет специального проверяющего органа. Мы сами каждый год проводим проверку своих аттракционов. По правилам, степень безопасности аттракциона должен определить посетитель. Это правильно - именно родители должны переживать в первую очередь. Бывает, мы даже расписки со взрослых берем, что они несут ответственность за своих детей, - рассказывает заместитель директора центрального парка.
К слову, в парке установлено три батута. Они рассчитаны на разный возраст, в сутки их посещает до 300 детей. Батуты закреплены с помощью прутьев диаметром 20 см, которые почти на метр вбиты в грунт.
- Этого достаточно для того, чтобы карагандинская ситуация не повторилась, - считает Багиров. - Но мы не рискуем - в ветер и дождь аттракцион не работает. В случае экстренных ситуаций, когда, к примеру, отключают свет, батуты сдуваются медленно, минут за 15. Всех детей можно успеть эвакуировать.
Еще один костанайский предприниматель Дамир Асепов держит батут возле торгово-развлекательного центра «MART». Вот уже шесть лет аттракцион посещают дети от трех до девяти лет. Кажется, этот надувной дворец закреплен менее прочно — 20 металлических штырей уходят в землю на 60-70 см. Их диаметр меньше, чем в парке - 10-12 см. Более толстые прутья здесь использовать не получится - повсюду брусчатка. Портить муниципальное имущество никак нельзя.
- У меня батут большой, если ветер под него попадет, он поднимется. Поэтому даже при небольшом ветре стараюсь не работать. Безопасность детей важнее заработка, - отмечает Асепов.
Так что вопрос безопасности детей пока остается открытым. Можно сказать, он висит в воздухе. Как тот карагандинский батут.
Марина КОСТРОВА
Фото Сергея МИРОНОВА