«Прочитала в «КН», что вы помогаете искать костанайцев, пропавших на Великой Отечественной войне. Помогите и мне найти деда!» – Зумрет ЕРМУХАНОВА позвонила в редакцию из Мендыкаринского района. И чудо, – проверив данные, мы помогли читательнице в тот же день.
«Не усидела!»
А на следующий день женщина приехала в редакцию. Не усидела, говорит, очень хотелось увидеть документы, подтверждающие, что ее дед вовсе не пропал без вести. В обобщенной базе данных «Мемориал» мы нашли информацию, что Ермухан Бисембаев умер от ран.
– До этого у нас была лишь справка из военкомата о том, что ничего о нем неизвестно, – рассказывает читательница. – В 2007 году я в последний раз ее запрашивала. Газету вашу постоянно читаю, и про проект знаю, вот и решила спросить, а вдруг и мне поможете. И повезло!
Молитву не читала
Ермухан родом из Мендыкаринского района. Того поселка, где он родился, уже нет. Но память о нем бережно хранит внучка.
– Когда он уходил на войну, с женой Айшой остались сын и дочь. Но младшенький не выжил, совсем малышом умер. А дочкой была моя мама.
Жена ждала Ермухана всю жизнь. И когда молитву читала об усопших, его не называла. Верила, что живой.
– На праздники всегда рубашку его вывешивала. Это примета такая – ждут, значит, дома хозяина рубашки, – говорит Зумрет Шаяхметовна. – Долго она его ждала. Замуж так и не вышла. В 1986 году умерла. Когда я уже была студенткой, в 1964-65-х годах, однажды в молитве бабушка долго-долго перечисляла все имена и вдруг говорит: «Ермухан». Мы подпрыгнули, неужто умер все-таки… Спрашиваем, может, тебе приснилось что-то. Не ответила. Его искала и моя мама Аскен. Когда была депутатом, в Москве запрос делала. Но ничего. Пропал без вести, и всё. Я потом и в передачу «Жди меня» писала. Тоже ничего. А «КН» помогли!
Лишь бы его имя жило
Теперь к документам. В базе данных нам удалось найти сканированный оригинал документа, подтверждающего, что рядовой Ермухан Бисембаев 5 сентября 1943 года умер от ран. В графе «семья» указана та самая жена Айша. Тенизовский совхоз, колхоз Кызыл Октябрь. Всё совпадает. Указана и полевая почта последнего места службы. За ее расшифровкой внучка намерена обратиться в архив Минобороны РФ, где и хранится вся информация по ВОВ. Самое главное, что она там хочет узнать – где похоронен дед, о госпитале в документах ни слова.
- Мне нужно узнать где его могила, до апреля следующего года. Из района делегация планирует ехать по местам боевой славы земляков, к 75-летию Победы. Вот и мне бы успеть, чтобы отвезти горсть родной земли на могилу деда.
Кроме того, у внучки теплится надежда, а вдруг дед тогда выжил, или тяжелым какое-то время прожил где-то.
- Может, и семья у него осталась, – допускает Зумрет Ермуханова. – Я после мамы единственная ношу его имя. Мне уже 72 года. Вместе со мной уйдет и оно, имя деда. Он был человеком очень грамотным, уважаемым, и люди всегда говорили: жаль, что не осталось преемника. Я и взяла его имя как фамилию. У меня дочери, у них фамилии мужей. Вот я и думаю, опубликуете историю в Интернете, вдруг кто-то из потомков Ермухана Бисембаева откликнется. Лишь бы его имя жило…
Ирина ГУДОВА
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО