Грозы и грёзы

В конце каждого года мы пытаемся понять, что принесет нам год грядущий. Сфера политики, в том числе внутренней, не исключение.

Не забалуемся

О том, что ждет казах­станцев, четко обрисовал глава государства на недав­нем расширенном заседании правительства.
 
«Следующий год, вероятно, бу­дет более сложным и трудным, чем нынешний», – заявил Касым-Жомарт Токаев. Прогноз, конечно, неутешитель­ный. Какие предпосылки для него уви­дел Президент?
 
«Граждане высказывают недовольст­во работой правительства и акимов всех уровней. И в их словах есть правда. К со­жалению, ситуация ухудшается, падает качество жизни населения. Не будет пре­увеличением сказать, что инфраструкту­ра изношена и даже находится в аварий­ном состоянии. Потому такая ситуация представляет опасность для всех», – это тоже слова главы государства.
 
Что он не преувеличивает, показала ситуация в Экибастузе. Факт и то, что в стране сильно выросла инфляция (что эта тенденция наблюдается практически во всем мире, не успокаивает), а реаль­ные денежные доходы населения растут медленно.
 
Что делать? Не сидеть сложа руки, считает Президент. Ведь это именно то, что может повлиять на негативный прогноз. При этом важно не маскировать си­туацию, а реально ее улучшать. На это обратил внимание Токаев, когда заявил о саботаже своей политики властями на местах. Из 284-х запланированных ин­вестпроектов на 2022 год, по информа­ции Президента, удалось реализовать только 43. Такая вот прямая критика.
 
Глава государства напомнил, что со­гласно его программе политических ре­форм, в первой половине будущего года пройдут парламентские выборы. Зако­нодательная власть и местные исполни­тельные органы претерпят качествен­ные изменения.

Указка для законов

В начале будущего года нас ждут вы­боры в Сенат, а затем и в Мажилис Пар­ламента. Каких ждать перемен? Или не ждать вовсе?
 
Эти вопросы мы адресовали доктору юридических наук, экс-депутату Парла­мента, члену Совета сенаторов Сергею ЖАЛЫБИНУ.
 
– Очень бы хотелось, чтобы предсто­ящие выборы привели к формированию подлинно независимого профессиональ­ного законода­тельного органа страны. Все зна­ют, что сегодняш­ний Парламент прев­ратился в заурядный от­дел правительства, печа­тающий законы по указке. Я думал, что в настоящее время всеобщее «одобрямс» прошло, но оказалось не так. Законодатели нынешнего Парламента нацелены не на создание актуальных для страны за­конов, и даже не на реализацию нормот­ворческих инициатив правительства, а на перекраивание существующей зако­нодательной базы.
 
Приходит очередной министр, он по- своему видит ту или иную проблему и начинает выходить в Парламент с ини­циативой внести те или иные поправки. Ярко бросается в глаза такой пример. За­кон РК «Об образовании» мы принима­ли в 1999 году. Он просуществовал во­семь лет, и за это время в него внесли две или три поправки. А в ныне дейст­вующий закон внесено уже больше 210 поправок! Именно такой ситуации в за­конодательстве надо избежать.
 
Если в Парламент попадут те же люди, которые сидят в нем уже несколько лет, то никаких перемен не последует. Выбо­ры должны быть конкурентными, демо­кратическими, тогда можно надеяться и на демократические изменения в об­ществе. Но для этого новые депутаты должны понимать, что стабильное зако­нодательство – это основа всего: прежде всего инвестиций в экономику, а лучшая экономика – это лучшая жизнь.
 
Чего я опасаюсь? Недавно глава госу­дарства задался вопросом: а способно ли новое (старое) правительство работать профессионально? Премьер переадре­совал этот вопрос своим министрам. И все они сказали, что готовы и дальше профессионально исполнять свои обя­занности. Как же так? Не исполняли, а теперь прозрели? Тут к месту вспомнить афоризм: единственное, на что люди ни­когда не жалуются, это на недостаток ума. Все говорят: я в состоянии, я гра­мотный и умный. Так что, скорее всего, все останутся на своих местах. Разве что подвергнутся некой рокировке, к кото­рой они все привыкли…