Селим ХАЗБИЕВИЧ начал дипломатическую деятельность в Казахстане относительно недавно – осенью 2017 года. За небольшой период времени Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Казахстане и Киргизии сделал немало не только по работе в посольстве, но и как ученый-историк. Сегодня он – наш эксклюзивный собеседник.
Общая вещь
– Господин Хазбиевич, мы много слышали о вас, в основном из уст наших местных историков. Вы ведь не впервые в Костанае?
– Это мой третий визит к вам. Впервые я участвовал в экономических встречах в 2017 году по приглашению акимата города Костаная. Затем, полтора года назад, по приглашению профессора Дмитрия Легкого я был в КГУ имени А.Байтурсынова, читал ряд лекций. И в этот раз у меня та же цель – встреча со студентами-историками, лекции. К тому же у КГУ еще в 2014 году был заключен договор с Варминьско-Мазурским университетом города Ольштын о сотрудничестве и обмене студентами в рамках академической мобильности. Хотим, чтобы тот договор претворился в жизнь.
– Университет Ольштына – это ваша альма-матер?
– Да, я являюсь доктором, профессором политических наук этого университета, и темы, с которыми я хотел бы ознакомить костанайских студентов, это то, над чем я постоянно работаю. Первая лекция называется «Польско-литовские татары и Золотая Орда». Она касается того времени, когда территории Польши, Литвы и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского.
Предки польско-литовских татар пришли туда незадолго до распада Золотой Орды в XV-XVI вв. Речь Посполитая, которая являлась федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского, представляла собой многонациональное и многоконфессиональное государство. Там царила высокая веротерпимость и толерантность к другим культурам, мирно уживались католицизм и православие, мусульманство и иудаизм. Существовала довольно большая еврейская автономия со своим парламентом. Была большая группа караимов, потомков древних хазар, по сути, это тюрки-кипчаки. Жили в федерации также немцы, шотландцы, англичане. Речь Посполитая в переводе с польского языка означает «общая вещь», и в этом названии заключена идея о том, что все граждане государства являются полноправными хозяевами этой земли.
Татары в Польше
– Какую долю в населении федерации занимали польско-литовские татары, и есть ли они сейчас?
– В Польше немного польско-литовских татар. По сути, они никогда и не были крупной диаспорой. В те времена это было 10-12 тысяч человек, сегодня – не больше 20 тысяч. Один из потомков польско-литовских татар перед вами. Но справедливее было бы называть нас сегодня поляками татарского происхождения. За несколько веков произошла серьезная ассимиляция, мы утратили свой родной язык, но осталась вера, ислам. Ежегодно около десяти человек польских татар совершают хадж. Я также совершил паломничество в Мекку. Поддерживается связь с арабскими странами, Турцией. Стараемся воспитывать своих детей в традициях религии предков. Государство нас поддерживает. Ежегодно в Польше выделяются средства на проведение культурных мероприятий нашей общины. Правительство оплачивает лекции и уроки татарского языка, существует сайт польских татар. Власти бережно охраняют две старинные мечети в поселках близ Белостока.
– Существуют ли связи между польскими татарами и Республикой Татарстан?
– Безусловно. Есть даже случаи браков между молодыми представителями нашей диаспоры и жителями Татарстана. Сочетается наша молодежь браками и с крымскими татарами, а также с татарами Румынии. Вот как раз в Румынии ситуация с татарским населением несколько иная: они сохранили свой язык, существуют СМИ на татарском языке. В основном они проживают компактно в области Добруджа, представлены в румынском парламенте и даже совете министров. Эта диаспора – потомки населения Добруджской Орды, входившей в состав Крымского ханства в XVI-XVIII вв.
– Мне все время было интересно, насколько реальна версия происхождения польских шляхтичей от сарматов?
– Это, конечно, такая легенда, которая культивировалась польскими дворянами для приобретения определенных привилегий у королей и великих князей Польши. Польских татар также причисляли к дворянскому сословию, и они продолжали получать поддержку позже и от русских царей. Многие польские татары служили в царской армии. В ее рядах до революции насчитывалось 25 генералов польско-татарского происхождения.
Европа строилась не сразу
– Что еще интересного вы привезли костанайским студентам?
– Еще две лекции. Одна касается геополитических отношений между Польшей и Россией, другая посвящена европейской интеграции. Хотя эта тема довольно широкая, она может быть интересна в аспекте причин, политического механизма этого объединения. Дело в том, что Евросоюз возник не в одночасье, он творился постепенно, и идея его создания была реакцией на Вторую мировую войну. Политики Европы не хотели, чтобы такая война повторилась. Не секрет, что война – это бизнес для крупных военных концернов. Возникла мысль, что государствам Европы следует стать экономически единым целым, и на основе единой экономики соединиться уже в общественном и культурном смыслах. Узнать друг друга лучше, и в итоге прийти к политическому союзу.
– Но не все, как говорится, «спокойно в датском королевстве»?
– Здесь мы видим борьбу двух концепций. Французская концепция генерала де Голля, которая рассматривает Евросоюз как федерацию, и немецкая концепция, своего рода идея Соединенных Штатов Европы, единого государства с одним парламентом и одной армией. Государства здесь рассматриваются как области.
– Могут в итоге получиться Соединенные Штаты Германии…
– Не исключено. Ведь понятно, что Германия сегодня – одно из наиболее стабильных и экономически сильных государств Европы. К примеру, товарооборот Польши на 60 процентов состоит из торговли с Германией. Очень мощная экономическая взаимосвязь, несмотря на внешние политические различия.
– Каковы экономические связи Казахстана и Польши?
– У нас два миллиарда долларов взаимного товарооборота. В РК зарегистрировано около 200 компаний с польским капиталом. Есть планы увеличить торговлю еще на полмиллиарда долларов. Здесь трудность в том, что нет общих границ. Наши правительства думают над альтернативным путем доставки сырья и товаров. Это может быть северный, а может, южный вариант. Либо это Казахстан-Россия-Белоруссия, либо Каспий-Узбекистан-Казахстан. Самые крупные экспортные статьи – это казахстанский уголь. У нас многие предприятия до сих пор завязаны на угле. Из Польши в Казахстан доставляют продукты питания, фрукты. Здесь хорошо известны польские яблоки. На территории вашей страны работают такие заводы, как «Польфарма», это медпрепараты, и компания Selena Group, которая производит сухие строительные смеси. Что касается культурный связей, то польская диаспора в Казахстане не маленькая – 35 тысяч человек, и в будущем я хочу приехать в Костанай еще раз именно для встречи с соотечественниками.
Беседовал Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Сергея МИРОНОВА