Городские пространства. Территория выживания

Этот вопрос не сходит с повестки. Люди вынуждены селиться на территории садовых обществ по разным причинам. Сенаторы предложили даже признать селами садовые общества, что вне населенных пунктов.

Исторически

Дачи в Казахстане изначально имели одно целевое назначение – садоводство. Именно поэто­му простым гражданам выде­ляли земельные участки. Дачи смягчили для городских жите­лей последствия послевоенного периода. Позднее и послепере­строечного.
 
Сегодня, спустя десятилетия, назначение этих земель не из­менилось. Юридически. Зато изменилось фактически для не­которой части населения. Дачи становятся постоянным местом жительства. Единственным.

Официально

По данным акимата Костаная, на территории садовых обществ официально проживает почти 300 семей, в которых около 600 детей. По информации, озвучи­ваемой в ответах Правительст­ва на запросы депутатов Сена­та Парламента, цифры другие – около 800 жителей садовых обществ и полторы сотни де­тей. Потому можно предполо­жить, что в официальных циф­рах речь, скорее всего, лишь о тех, кто успел оформить дачные домики как жилые. По факту их намного больше. Только в садо­вом обществе «Текстильщик» проживает 300 семей.

Получить регистрацию на дачах после 2018 года должно было стать сложнее. Тогда как раз внесли изменения в под­законные акты. Как рассказал руководитель миграционной службы областного ДП Кайрат Дутпаев, сегодня обязательно наличие у владельца недвижи­мости техпаспорта, где будет указано, что дом жилой. Если такой пометки нет, то система, а оформляют регистрацию по месту жительства через портал egov.kz, просто не даст отпра­вить заявку. Но на деле пропи­саться не сложно. Так говорят сами дачники.

То есть, увы, стоит признать, что точной статистики по проживающим на дачах нет, равно как нет программ и планов по развитию садовых обществ. Не только в Коста­нае и Костанайской области, а в целом по республике.

В 2022 году ОФ «Эмир» из Усть-Каменогорска провел ис­следование. Общественники пытались узнать, насколько эф­фективна работа чиновников акиматов в решении проблем жителей садовых обществ. Ре­зультаты неутешительны. По факту у властей нет полномо­чий, чтобы заходить деньгами на территорию потребитель­ских кооперативов, коими счи­тается большая часть дачных сообществ. В том числе тех, что расположены в черте населен­ных пунктов, как в городах об­ласти.
 
Дело доходит до того, что лю­дям в случае ЧП бюджет не обя­зан компенсировать потери. Это прочувствовали на себе лиса­ковские погорельцы минувшим летом. Деньги для них тогда со­бирали всем миром.

Не дачи, а село

Попытки разрешить пробле­му дачников предпринимают. Вопрос признания садовых ко­оперативов селами на уровне республики подняли год назад. Однако тогда остудили пыл от­веты Правительства. Дело в том, что для того, чтобы приве­сти дачные территории в соот­ветствие с требованиями сель­ских территорий, нужно будет как минимум расширить про­езжую часть. Примерно вдвое. То есть под снос автоматически пойдут дачные домики.
 
«Для размещения детского сада на 140 мест по требовани­ям СНиП РК 3.01-01-2002 тре­буется 0,5 гектара земли, а для школы на 600 мест – 3 гектара земли. Кроме того, необходимо разместить объекты обслужи­вания населения, общественно­го питания, здравоохранения, магазины», – сказано в ответе на запрос сенаторов годичной давности за подписью премьер- министра РК. За этот год ничего не изменилось.
 
Кто из дачников согласится уйти с насиженного места? Се­годня в Лисаковске и Житикаре есть факты, когда председатели дачных кооперативов не могут уговорить людей подвинуть­ся, чтобы отрезать пустующую улицу с одним обрабатывае­мым участком от полива. А это серьезная экономия.
 
Потому звучавшие следом за «признать селом» предложения «признать жилым сектором» тонут в тех же проблемах. Увы и ах, в наших реалиях дачи име­ют гибридное назначение. Так сложилось. Как распутать этот гордиев узел? Не ущемить чьи- то права вряд ли получится.

Дача как лекарство

Садово-огородные участки есть во многих странах. Вот только форматы такие, что их не получится превратить в дом.

Огородный кооператив

В Великобритании, например, городские дачи представляют из себя полторы-три сотки земли, которые дают в аренду. Земля принадлежит государ­ству. На них очереди – порой ждать прихо­дится два-три года. При этом есть строгие правила: в частности, никаких яблонь выше двух метров.


Это огородный кооператив южного графства Корнуолл. Он расположен в самом центре небольшого городка.
 
Земельные участки, поделенные между английскими дачниками, об­несены забором только по внешнему периметру. Между собой обычно разделены дорожками. Туалет один на всех, удобрения тоже обычно завозят сразу на всю коммуну. Жить на даче нельзя.

В Швеции, Дании и других странах Евро­пы садовые участки находятся во владе­нии муниципалите­тов. Купить их нель­зя. В ряде стран за­коном запрещено круглогодичное про­живание на дачах.

В послевоенное время на дачах Великобритании производили 10% продовольствия. В 1964 году правительство страны сделало вывод: «Ра­бота в огородных кооперативах имеет значительную терапевтическую ценность, особенно для психического здоровья людей, живущих в гу­стонаселенных городских кварталах. В то же время имеет творческий и продуктивный характер, поскольку связана с умственной стимуляцией, развитием наблюдательности, умением планировать и пониманием кра­соты форм, запахов и цветов, любовью к природе». Вот как!

В центре Хельсинки

В Финляндии, по данным статистики, около полумиллио­на дач. Участки с коммуникациями продают муниципалитеты. В центре столицы такой можно купить. Цена вопроса – от 70 до 100 тысяч евро. Можно получить участок практически бесплатно, но маленький. Для этого надо его найти, подать заявку и подождать. Обычно несколько лет.


Самое старое дачное общество Хельсинки находится практически в центре города и существует с 1947 года.

Если мы гово­рим о черте го­рода, то в евро­пейских странах это территории для садоводст­ва. Обычно с жесткими прави­лами и ограниче­ниями. Хотя за­городные дачи чаще использу­ют для активного отдыха.

На участке в несколько соток можно строить, но множество ог­раничений в итоге превратят домик в банальную бытовку. Заборы обычно тоже не устанавливают, ограничиваясь зеленой изгородью.
 

Фото Сергея МИРОНОВА и с сайтов zstrela.ru, pamsik.livejournal.com