Он отказывается на ней жениться, а она рядом. Он уехал, не обернувшись, а она позвонила первой. Он ее любит. Больше самой жизни. И в этом весь парадокс этой истории.
Введенский почерк
После истории полковника Султангабиева, закрывшего собой взорвавшуюся гранату, как-то непроизвольно отмечаешь людей, родившихся в мендыкаринской Введенке. Уж больно часто среди них встречаются люди, не просто сильные духом, а могучие. За последний месяц эта история уже про третьего уроженца Введенки. И сегодня это Руслан Байганин.
– Ну что про меня говорить, – Руслан оказался очень скромным парнем. – Родился в Введенке, потом решил выучиться на учителя физкультуры и вернуться в свою школу работать. Так всё и было. Выучился, приехал, и мне всё это нравилось. Понимаете, не заставлять детей круги нарезать вокруг школы, а расшевелить их, огонек разжечь, чтобы себя каждый день побеждали. А потом армия. Вернулся – работы нет. Это были непростые годы для села. И я пошел работать охранником, в Рудном. В тот день, семь лет назад, ехал со смены домой. Водитель заснул. Я помню, что сам вылез из машины, поднялся из кювета и сел в попутную машину. Видно, был шок. Ноги были ватные, но еще ходили.
Ноги. Их нет
На водителе не было и царапины, а вот молоденький Руслан пострадал серьезно. Он постоянно терял сознание, потому в больнице мало что запомнил. Зато четко помнит пронзительное осознание: «Ноги. Их нет. Я их не чувствую». Врачи объяснили – ушиб спинного мозга, дальше жизнь в инвалидной коляске.
Руслана привезли в областную больницу, здесь он три дня лежал без сознания. И всё это время от него ни на секунду не отходила девушка Айгуль. Они были знакомы, пересекались во время учебы в КГУ, но особо не общались.
– Я в тот год не нашла работу учителя и пошла временно санитаркой в больницу. Сначала, узнав в пострадавшем знакомого парня, по-человечески прониклась. Только ведь самое страшное на самом деле начинается после выписки из больницы. Жизнь вокруг та же, а ты – иной. Я не понимала, что со мной происходит, но видела, что ему нравлюсь. А он, выписываясь, даже не оглянулся на меня. Не попрощался. Специально. Чтобы жизнь мне якобы не испортить. У меня в тот момент что-то кольнуло внутри: не могу без него и не хочу! Прошла пара недель, и я ему позвонила. Он тогда жил в поселке Горняцком, у родственников. Спрашиваю: как ты? Он: без перемен. А в голосе такая безнадега... Я поняла: как бы ни скрывал, я ему тоже нужна. И поехала.
– И забрала?
– Нет, там осталась. А потом мы сняли квартиру в Рудном.
Его не жалко
Было тяжело, Айгуль этого не скрывает. Когда в их квартирке появилась инвалидная коляска, Руслан ее просто выкинул. Тайком проплакавшись, она с улыбкой снова взялась за знакомство с новым устройством. И так раз за разом. Руслан возрождение своего духа объясняет просто: «Айгуль и родные меня без устали повсюду тянули. Я им: идите отсюда. А они продолжают свое. Они не стали с сожалением наблюдать со стороны. А клещами тянули меня в жизнь. И вытянули. Однажды почувствовал – граница между здоровой жизнью и инвалидностью позади, пережита. И стало легче».
После этой нейтральной полосы он вновь захотел вернуться в спорт. А в итоге два года назад стал спортинструктором в рудненском обществе инвалидов. Множество наград, побед. Армрестлинг, пулевая стрельба, сидячий волейбол, настольный теннис. Но особенно Байганин налегает на штангу и тренажеры. Они здесь обычные, не приспособленные для инвалидов. Оттого сесть без посторонней помощи нереально. Но он привык получать пользу из того, что есть. И вот итог – благодаря Руслану из инвалидной коляски встала женщина. Айман Сермаханова говорит, что всё началось с маленьких нагрузок. Она тогда ног вообще не чувствовала. Руслан настаивал и рекомендовал заниматься штангой. И вскоре Айман начала шевелить ногами. Потом встала. Теперь ходит даже без палочки. И это после 20 лет в инвалидной коляске! Врачи, признается Айман, в шоке.
– Она просто сильной воли человек. А я лишь помог укрепить спину, при ее смещении это сработало. У всех ведь разные травмы. Вот мне в Кургане сказали, что у меня кровь запеклась в позвоночнике, и движение может ее разогнать. И я в это верю. И другим помогаю к этой вере прийти. Это, конечно, сложнее, чем физкультуру детям преподавать. Но я чувствую, что люди нуждаются в таком спасительном спорте.
А этой осенью у Байганина возникла еще одна мысль. Приметив бесхозное строение на территории общества инвалидов, Руслан решил развести здесь кроликов.
– Как все это делать, помню из детства, из Введенки. Купил пару кроликов месяц назад, а теперь у меня их двадцать. Пойдемте покажу ушастиков.
Довольно серьезный Руслан, беря в руки пушистые комочки, трогательно заулыбался.
– Брат мне помогает свет сюда провести. Еще я хочу мебелью более серьезно заняться, сейчас для себя и родных столярничаю.
А еще он работает вечерами диспетчером в инватакси, делает своими руками фотоальбомы с деревянными резными обложками. Он – ярчайший пример того, что если к работе стремиться, то она у тебя будет. С этого лета Руслан еще и за рулем. Машину взяли в кредит, Руслан получил права, а потом купил ручной привод и сам его установил в старенькую «Мазду». На ней молодые и на рыбалку, и к родным в Аулиеколь и Мендыкару сами ездят.
– А как он плавает, – восхищенно рассказывает Айгуль, – за ним ведь и брат угнаться не может. Руслан запросто Тобол переплывает. Говорит, тут главное – дыхание. А я знаю, важнее – его сила духа.
– Айгуль, извините за прямой вопрос. Как к вашему выбору отнеслись родители?
– Мама сначала была против. А потом поняла меня. Я же светилась вся от любви. Только познакомиться они не успели. Руслан сам хотел к ней прийти, на ногах. Авария с ним весной произошла, а осенью мамы не стало. Но она ушла, благословив меня.
– Знаю, что вы не расписываетесь, потому что Руслан против.
– Да, мы оформили наши отношения в мечети. А загс... Руслан считает, что туда он должен сам зайти. Не в коляске.
– В таких историях любовь легко перепутать с жалостью…
– А вам его жалко? Мне нисколечко! За ним еще угнаться надо.
– Детей планируете?
– А как же! И они у нас будут.
Легенда в 33
Надо ли говорить, как уважают Руслана Байганина в Рудном. Его здесь уже называют легендарным тренером. А парню-то всего 33 года. Победив свой страх, он учит побеждать других. Дома скачет в ходунках, заставляет Айгуль бить его по ногам. И отмечает: ощущения уже иные.
– Я буду ходить. Я это точно знаю. Чувствую.
Когда мы приехали, у ребят был праздник – Айгуль как педагогу дали квартиру. В новом доме. Правда, на 9 этаже. И лифт пока не работает. Но от новоселов ни намека на жалобы, просьбы.
– Вы знаете, меня этому научил Руслан. Никто нам ничем не обязан. Да и не на что обижаться. Вы посмотрите, нам ведь спуск в подъезде слесари ПКСК бесплатно оборудовали. Так что и в новой квартире обживемся. Говорят, просто еще семей мало въехало, потому лифт и не включили. Это ведь решаемо – значит, решится.
Им суждено было полюбить в веренице жутких обстоятельств. Он остался без работы, и поэтому ехал по трассе, на которой случилась авария. Она была в больнице, потому что вынуждена была пойти в санитарки из-за безработицы. Неужто судьба им подарила любовь взамен на испытания инвалидной коляской? Может, и так. Но они не ропщут. Ведь любовь у этой пары и впрямь неземная. Всёпобеждающая. А значит, победит и болезнь.