Владимир Путин накануне сделал важное заявление относительно нашей страны. «Не надо переманивать таланты из Казахстана». Сказанное российским президентом касается прежде всего образования и науки. Насколько актуально данное заявление в контексте сложившейся ситуации на рынке образования, говорим с доцентом кафедры истории Казахстана КГУ им. А. Байтурсынова кандидатом исторических наук Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Грант против утечки мозгов
– Айбек Батырханович, своим заявлением российский президент поставил образование во главу угла российско-казахстанских отношений. Фраза «надо объединять усилия» – ее ведь можно расценивать как желание России видеть сильный, конкурентоспособный Казахстан?
– Думается, да. Выступление Владимира Путина перед студентами Уральского федерального университета – оно касается непосредственно нас, нашего Костанайского региона. Российский лидер отметил, что сегодня в РФ учится около 70 тысяч студентов из Казахстана. Можно дополнить эти цифры, сказав, что большинство этих студентов наши выпускники. Ведь если посмотреть на ситуацию с ЕНТ – половина ребят попросту не сдает тестирование, оно им не нужно, так как они уже нацелены на Россию. Куда едут наши талантливые дети? Как раз таки в Екатеринбург, Челябинск. Сейчас активизировались вузы Казани, Томска. Представители этих вузов начинают ездить в Костанай еще весной, делают отбор лучших. Обидно, что многие наши победители олимпиад уезжают, получают гранты на обучение за границей и зачастую там и остаются.
– Путин считает, что Казахстану и России нужны совместные российско-казахстанские гранты. Что это означает?
– Совместные гранты – это те гранты, часть которых оплачивает Казахстан, а часть – Россия. К примеру, на уровне министерств наших стран, есть такая договоренность между военными ведомствами. По гражданским специальностям, насколько мне известно, совместных грантов нет. Но они
необходимы. Как историк, могу сказать, что исторические специальности могли бы финансироваться совместно. В особенности магистратура и докторантура. Это облегчило бы мобильность будущих ученых, доступ в архивы соседнего государства. Несомненно, совместные гранты нужны на медицинские специальности. В Казахстане очень быстро развиваются медицинские вузы в Караганде и Нур-Султане. Российская медицинская наука не была бы там лишней. Когда наши будущие врачи ведут какие-то научные изыскания, это значительно расширило бы их возможности.
Наш доктор и там доктор
– Озвученная российским лидером ситуация касается не только студентов. Она ведь гораздо шире?
– Безусловно. Говоря об одностороннем оттоке талантливых детей, не стоит забывать и о том, что уезжают также преподаватели. Причин этому много. Одна из них – необходимость подтверждать в Казахстане ученую степень, полученную в России. Проще говоря, если преподаватель защитил кандидатскую диссертацию в российском вузе, она не признается здесь автоматически. А в России ученые степени, полученные в Казахстане, признаются безоговорочно без всяких подтверждений. В определенном смысле это облегчает отток преподавательских и ученых кадров из Казахстана. Если государство заинтересовано в новых талантах, оно соответствующим образом регулирует законы. К примеру, мало кто знает, что наши аттестаты о среднем образовании признаются во Франции. Это сделано для того, чтобы наши дети могли беспрепятственно поступать во французские вузы.
– Но ведь наши студенты едут не только в Россию. О перспективах образования в дальнем зарубежье известно больше, чем о возможности учиться в странах СНГ, помимо России.
– Каких-то особых сведений об обучении наших студентов в странах СНГ нет. Но, к примеру, поступить в белорусский вуз не сложнее, чем в российский. Не так давно одна из наших студенток обучалась там в магистратуре. Хорошие образовательные связи с Кыргызстаном. Профессор нашей кафедры Дмитрий Легкий является членом диссертационного совета Бишкекского госуниверситета. На недавней конференции в Ташкенте я беседовал с местными учеными, и мы говорили о том, что хорошо было бы восстановить те связи, что были раньше. Практически нет сведений о том, учатся ли наши выпускники в вузах Грузии и Армении. В Костанае тем времене, обучается немало студентов из Азербайджана, Таджикистана. Причина проста: там высшее образование дороже. К сожалению, и надеюсь временно, ограничено сейчас получение образования на Украине. Образование очень сильно зависит от политики. И если бы лидеры тех стран, где сейчас неспокойно, больше бы думали о своих детях, о будущем, они бы могли умерить собственные политические амбиции.
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Сергея МИРОНОВА