Никогда еще заседания общественного совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции не проходили при таком стечении народа и накале страстей.
Ситуация
Даже не вошедшие в зал торговцы сразу с нескольких рынков Костаная не захотели уходить. Всем хотелось результата здесь и сейчас. На что председатель совета Владимир Шакун даже должен был заметить: обсуждать проблему будем в рамках своей компетентности.
А проблема эта не новая. Несколько месяцев назад в Палату предпринимателей уже обращались торговцы с Наримановского рынка. Тогда создали специальную рабочую группу, которая изучила ситуацию, поставившую «дыбом» более пятисот индивидуальных предпринимателей. Теперь к наримановцам примкнули еще 300 человек, торгующих на рынках «Дархан», «Таус», «Салтанат» и других. Речь снова о применении контрольно-кассовых машин с функцией фиксации или передачи данных. Когда налоговые органы могут отслеживать буквально каждую продажу и таким образом фиксировать доход индивидуального предпринимателя.
Решение принято на законодательном уровне еще в 2015 году. И с 2020 года оно вступает в силу. Патентов уже не будет, все под контролем фискальных органов. Торговцы с рынков, в принципе, не против. Но загвоздка в том, что для работы передающих данные машин нужен Интернет. Либо проводной, либо беспроводной. Оператор, а им выступает АО «Казахтелеком», дает гарантии только при проводном Интернете. Но кто эти провода на рынки потянет, а главное, за какие деньги?
Да, есть беспроводной способ. Но как утверждают предприниматели, в их металлических уличных бутиках, особенно зимой, сигнал плохой. Или его вообще нет. Именно поэтому, чтобы пробить чек, некоторые владельцы берут машины домой и там доводят процесс до ума. Но это же нонсенс! Конечно, можно найти решение этих технических проблем. Но как заметил Владимир Шакун, «за чей счет банкет?». Кроме того, пока видимого эффекта от новшества не заметно.
Торговцы много и эмоционально говорили о том, что их доходы ничтожны, рынки уже не пользуются спросом. Но людям, которых туда 20 лет назад выбросили обстоятельства, сегодня идти некуда. «Вот пойдем под крышу, тогда все по-другому будет. Пока мы на улице, не трогайте нас! Мы выживаем, а вы еще давите!» – очень эмоционально высказывались торгующие. Сохранял спокойствие только представитель департамента госдоходов. Для него все очевидно – есть закон, его надо исполнять.
Реальных вариантов для рыночных торговцев два: либо покупать контрольно-кассовые машины, а их цена до 170 тысяч тенге, либо заручиться справкой от АО «Казахтелеком», что их работа невозможна по техпричинам. Причем каждому индивидуально. В таком случае налоговики будут работать с ними по-старому. Члены общественного совета долго обсуждали сложившуюся горячую ситуацию. С одной стороны, норма Налогового кодекса, которая принята уже почти пять лет назад. С другой – сотни, а то и тысячи людей, если учитывать членов семей, которые, получается, дождались часа икс, чтобы только теперь начать взывать о помощи. Понятно, что на уровне области проблему не решить.
Земля, которая кормит
Каждая вторая жалоба в областную Палату предпринимателей касается земельных отношений. Здесь проанализировали текущую ситуацию и убедились: она по-прежнему неблагополучная. За первую половину года акиматы городов и районов выдали через торги 140 земельных участков. А по пятистам заявлениям отказали.
Иллюстрация к теме – история предпринимательницы из Костаная Розы Фазылхановой. С октября прошлого года ее мобильный (без фундамента) павильон висит в воздухе. А сама женщина, которая одна воспитывает ребенка и имеет только один источник заработка на жизнь, занимается выяснением отношений с отделом архитектуры и градостроительства акимата Костаная по поводу куска земли, на который она могла бы свой торговый павильон поставить. В курсе проблемы все – прокуратура, акимат, областной филиал партии «Нур Отан». Сам заместитель акима области, рассказывала Роза Фазылханова членам общественного совета по защите прав предпринимателей, сказал, что ее проблема решаема. А отдел архитектуры опять отказал. И таких отказов по предоставлению земельного участка, причем любого, в пятом микрорайоне у нее шесть. Каждый раз, обращаясь, женщина делала топосъемку участка. Она считает, что ее просто травят по заказу конкурентов. Именно они изначально написали жалобу в отдел земельных отношений.
А вот факт, который повлиял на развитие бизнеса и других предпринимателей. Отдел земельных отношений акимата Костаная предлагал им образец написания заявления на предоставление земельного участка через аукцион. Те писали, а оказывалось – зря. Не той формы, что прописана в законе, обращение. А раз так, и реагировать на него не надо. В областной Палате «Атамекен» считают, что делалось это намеренно. Чтобы не проводить конкурс или аукцион, которые чиновники обязаны провести в течение трех месяцев с момента поступления заявления.
Не проведение торгов в отведенные сроки – это вообще одно из самых распространенных нарушений Земельного кодекса. Есть примеры по Тарановскому району, Аркалыку и Костанаю. За которые, кстати, никто ответственности не понес. Комитет по управлению земельными ресурсами не смог, например, наказать отдел жилищных отношений Костаная именно потому, что заявления предпринимателей были написаны не по форме.
Костанай вообще лидер по нарушению земельного законодательства. На сайтах акиматов ежемесячно должна обновляться информация о том, кому, на каком основании выделен тот или иной участок. Где эту норму игнорируют? В Костанае, а также в Костанайском, Камыстинском и Джангельдинском районах. И это при том, что сотрудники Палаты предпринимателей настойчиво напоминают отделам земельных отношений: прозрачность должна быть.
Владимир Бабанин, чтобы озвучить свою земельную проблему, приехал из поселка Тургеневка Житикаринского района. Его заявку (и не только его) на предоставление земель сельхозназначения конкурсная комиссия отклонила только на том основании, что листы представленных материалов были пронумерованы только с одной стороны. Хотя Земельный кодекс предписывает не принимать во внимание ошибки, которые не затрагивают существа дела. Что же теперь делать, возмущается начинающий предприниматель. Прошел обучение по программе «Бастау бизнес», получил заем, завел 50 голов скота, а кормить нечем – нет сельхозугодий. Так громкие заявления государства о поддержке и развитии мелкого и среднего предпринимательства разбиваются о преграды, которые, получается, выставляют на местах.
Татьяна Башкатова
Фото автора