Оно стало таким для двух маленьких детей, которые в этот день, 13 июля, чудом остались живы. Оба ребенка едва не утонули в частных зонах отдыха в Костанае. Обоих вытащили из воды посторонние люди. Не спасатели.
В реанимацию
Первый ребенок (Даниал) поступил в детскую областную больницу в 15.30. Мальчика сразу направили в реанимацию. Дали кислород, ввели препараты, улучшающие кровообращение. На следующий день он был переведен в стационар и 15 июля выписан.
– Судя по всему, он провел под водой менее пяти минут, – пояснил заведующий хирургическим отделением детской областной больницы Игорь Белобржицкий. – В противном случае было бы поздно спасать.
Второй мальчик (Таир) поступил в этот же день, в 23.00. В его случае реанимация не понадобилась, ребенка положили сразу в отделение, а на следующий день выписали.
Детей объединяет не только день чудесного спасения. Обоим мальчикам по четыре года, оба ушли под воду на глазах у массы людей. И произошло это в частных объектах: в аквапарке «София» и на пляже базы отдыха «Мохито». Возникает вопрос: где же в это время были люди, в чьи обязанности входит следить за купающимися?
в 22.00. ЧП произошло позже.
«Что-то мягкое»
В тот день 14-летний Алексей вместе с родными пошел в аквапарк «София». Плавал, нырял. И неожиданно почувствовал под ногой что-то мягкое. Алеша нырнул еще раз и увидел ребенка, который лежал без движения. Парню было страшно, но он взял неподвижного мальчика и потянул вверх. На вытянутых руках нес из бассейна. Ребенок не шевелился, Алексей боялся посмотреть ему в лицо. Он его так и не видел. Сразу же подошел спасатель аквапарка, стал делать искусственное дыхание.
Алексея до сих пор пробирает дрожь. Он отказался, чтобы про него писали. Не считает себя героем и не понимает, почему никто не заметил, как мальчик ушел под воду...
Этот вопрос мы задали руководству аквапарка. Администратор пояснила, что спасатель смотрел и за другими детьми, в первую очередь за теми, кто, к примеру, спускается с горки. Они уходят под воду, и там требуется больше внимания. А этот мальчик находился рядом с бортиком (как уже потом выяснили).
– В тот день много детей в бассейне было, – рассказывает спасатель аквапарка «София» Арман Уразбаев. – Я принял ребенка из воды, сказал администратору, чтобы вызвали скорую, и начал оказывать первую помощь. Он без сознания был. Как все произошло, не выяснял, некогда было. Но кто-то из взрослых ведь с ним был, я их видел. Считаю, что ответственность в первую очередь лежит на родителях.
Нам рассказали, что в «Софии» два бассейна. При этом спасатель один. Арман говорит, что справляются, еще администратор помогает следить. В этом случае были на волосок от того, чтобы не справиться...
Люди зааплодировали
4-летнего Таира на пляже «Мохито» откачал Николай Тарасов. Мужчина вместе с семьей и друзьями отдыхал у реки.
– Когда я подошел, малыш лежал бездыханный на песке. Из воды его вытащил другой мужчина – увидел торчащие кверху плавки. Одна женщина кричала, что она врач, пыталась делать мальчишке искусственное дыхание. Я всех разогнал, схватил пацана за ноги вниз головой и закинул животом на плечо. Начал бегать по песку между шезлонгами. Через время его начало рвать. Потом ка-а-а-а-ак полилось всё. И он ка-а-а-ак заорет! Люди зааплодировали, – вспоминает Николай.
Отдыхавших в тот жаркий вечер было действительно много – вся пляжная зона базы была уставлена лежаками. Не было видно только родителей мальчика.
– Женщины плакали, мужчины пожимали мне руку и благодарили. Родители спасибо не сказали. Да и зачем мне это? Через время я сам себе не смог ответить, откуда знаю, как откачивать утонувших. Наверное, где-то видел. Я ведь, когда его на руки поднял, прижал к себе, честно вам скажу, не слышал, чтобы сердце билось. Потом, когда он закричал, услышал, как оно колотится: тук-тук, тук-тук...
Когда мальчишка уже вернулся с того света, появилась мать ребенка. Свидетели говорят: женщина была пьяна в дым. Как и отец.
Ночью не спасаем
Свидетели происшествия удивляются: спасателей и других сотрудников базы отдыха на месте ЧП они не заметили.
– Да, смена спасателей заканчивается в 22.00, а ЧП произошло позже. Днем у нас работают по три-четыре спасателя. Ночью ни одного, – объясняет и.о. управляющего «Мохито» Юрий Крупин. – Когда начинает темнеть, мы предупреждаем отдыхающих через громкоговоритель, что в воду заходить нельзя ради их же безопасности. Но силком вытащить из воды отдыхающих не можем, только рекомендуем покинуть реку.
По словам Крупина, все спасатели проходят соответствующее обучение на костанайской спасательной станции. Там же их обучают оказанию первой медпомощи.
– Во время происшествия наши люди тоже были там, вызывали неотложку, но в толпе их не заметили, – отмечает и.о. управляющего. – После этого случая мы установили более качественные камеры, просматривается весь пляж. Чтобы не только спасатели с вышек наблюдали, но и администрация следила с мониторов.
В опасных ситуациях сотрудники базы отдыха винят нетрезвых родителей.
– У нас было много случаев, когда дети ходят и плачут, не могут найти своих матерей. Мы бегаем с этими потеряшками и ищем маму. Вот и этого мальчика родители тоже объявили в поиск по громкой связи, а его как раз уже откачивали.
По словам Крупина, за всеми отдыхающими уследить сложно. В жаркий день, когда все 200 шезлонгов заняты, на пляже может находиться более тысячи человек. Руководство заведения приводит такие данные в качестве смягчающего аргумента. А как по нам – так это еще одна причина взять на работу ночных спасателей.
P.S. Пусть мама услышит
В паблике «КН ВКонтакте» мы провели опрос, выясняли, устраивает ли костанайцев организация работы спасателей в частных зонах отдыха, связанных с купанием. 71,04% опрошенных ответили «да». И в комментариях писали о том, что с детьми должны быть родители, чутко за ними следящие – это главное. Невнимание родителей к купающимся детям, похоже, тревожный тренд этого сезона. В июле мы писали о том, как в Карабалыке девочка спасла троих детей. Они тоже были на речке с родителями. В одном из случаев коротали время за бутылкой. И вроде это элементарно: идя на речку, бери с собой что-то одно – спиртное или ребенка. Но мамы не слышат... Можно ли их за это наказать? По факту, если дети живы, то и наказывать не за что. Неужели у нас всегда так: чтобы что-то сдвинулось с места, должна произойти трагедия?
Мария ШИЛО, Марина КОСТРОВА
Фото Сергея МИРОНОВА