В начале августа в Нур-Султане состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию сирийского конфликта, получивших название «встреч в астанинском формате».
Хотя наша столица теперь носит имя Нур-Султан, процесс по-прежнему именуется «астанинским». Это был уже тринадцатый раунд, и он принес свои результаты. О том, какие цели имеет Казахстан, предоставляя площадку для переговоров, беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Казахстана КГУ им. А. Байтурсынова Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Отголоски сирийского грома
– Айбек Батырханович, чем, на ваш взгляд, примечателен очередной раунд переговоров, который состоялся в Нур-Султане?
– Прежде всего, следует отметить то, что круг участников переговоров существенно расширился. Это не только страны-гаранты Астанинского процесса, то есть Россия, Турция и Иран, но и Ирак, Ливан в качестве наблюдателей, а также представители умеренной сирийской оппозиции. «Астана-13», как неофициально назван раунд, без преувеличения одно из важнейших политических событий августа, и внимание всего мира приковано к Казахстану.
– Встречи по урегулированию сирийского конфликта начались в нашей столице еще в январе 2017 года. Безусловно, они оказались весьма результативными, и с каждым разом сторонам удается добиться все новых и новых договоренностей. В чем заинтересованность самого Казахстана в прекращении войны в Сирии? Казалось бы, где Сирия, а где мы...
– Конфликт в Сирии так или иначе отражается и на нас. Во-первых, Казахстану нужен стабильный Ближний Восток – как в политическом, так и в экономическом плане. Война в Сирии вносит дисбаланс на ближневосточном нефтяном рынке, где сосредоточены крупнейшие игроки в данной отрасли. Рассуждая прагматично, нам экономически невыгодно то, что происходит в Сирии. Во-вторых, этот регион, где сейчас существуют десятки экстремистских организаций, является рассадником терроризма. Отголоски этого радикализма доносятся и до нас. Необходимо уничтожить религиозный экстремизм в корне. В мире нет страны, которая не была бы заинтересована в этом. Запрещенные организации, которые сеют смуту на Ближнем Востоке, являются источником опасной идеологии, и очень важно, чтобы это не коснулось казахстанцев, особенно нашей молодежи.
Не смешивать веру и политику
– Не секрет, что в мире существуют силы, которым выгодно, чтобы война в Сирии не прекращалась...
– Когда-то существовал единый арабский мир, одна большая арабская нация. Сирия находится практически в сердце арабского мира. Когда-то Сирия и Египет были одним государством под названием Объединенная Арабская Республика, затем к ним присоединилась Ливия в составе Федерации Арабских Республик. Данный регион богат нефтью и всегда являлся лакомым куском для развитых капиталистических стран. Крупным игрокам нефтяного рынка стабильность арабского мира была костью в горле. Мешало и то, что арабские страны в советское время уверенно строили социализм, многие специалисты из Египта, Сирии, Ливии и других арабских государств получили образование в СССР. Поэтому задачей Запада всегда было расшатать этот мир, посеять там смуту по принципу «разделяй и властвуй».
– И тогда разыграли религиозную карту...
– Религия была непростым вопросом не только в период становления Европы, но и всегда на Востоке. Несмотря на то что религия одна – ислам, в регионе существовало много различных течений, духовных школ и религиозных организаций. Но одно дело – это духовность как часть культуры. Другое дело, когда религию начинают использовать в политических целях. Недавно я перечитывал Чингиза Айтматова, и в одной из книг он приводит слова выдающегося тюркского философа и энциклопедиста Юсуфа Баласагуни, жившего в XI веке. Уже в те времена ученый выступал с осуждением спекуляции религией в решении политических вопросов.
– Однако в истории есть не один пример разделения по религиозному признаку...
– Одним из самых показательных примеров такого разделения является, пожалуй, раздел Британской Индии, когда колониальная Индия распалась в итоге на два государства – собственно Индию и мусульманский Пакистан. Это как раз тот случай, когда британские власти, умело манипулируя различными религиозно-политическими силами в Индии, раскололи единый народ, одно унитарное государство.
Мурат ТЮЛЕЕВ