Обсуждаем темы: 1. Киргизия: ошибки прошлого или настоящего? 2. Новый британский премьер – всего лишь «мини-Трамп»?
Эксперты:
1. Бексултан Туткушев – депутат Сената Парламента РК первого-
третьего созывов, кандидат медицинских наук (г. Нур-Султан)
2. Елена Рубинштейн – профессор, доктор исторических наук (КСТУ).
Б. Туткушев: «А куда было эмигрировать Атамбаеву?»
Фото yntymak.kg
– Бексултан Серикпаевич, участников Евразийского межправительственного совета в Кыргызстане (9 августа) ждал не очень приятный сюрприз. Главы правительств стран ЕАЭС обсуждали стандарты качества союзной продукции, но главной темой стало все-таки задержание экс-президента КР Алмазбека Атамбаева – политическая сенсация для Востока и Запада.
– Не такой уж сюрприз, события назревали. Еще в июне парламент обратился в прокуратуру со списком обвинений Атамбаева в коррупции. Экс-президент игнорировал вызовы МВД, хотя ранее его лишили неприкосновенности, и он должен был понимать, что это серьезно. А дальше боевик – спецназ, стрельба, СИЗО. Можно только догадываться о причинах: войти в историю борцом, стать народным героем, привлечь на свою сторону мировое сообщество. Надо учитывать, что Кыргызстан считается самым демократическим государством в Средней Азии. На постсоветском пространстве такой имидж снискали Украина и Республика Киргизия.
– Критерием демократии является количество революций?
– Напомню о декабрьских событиях в Алма-Ате в 1986 году. Кто двинулся на помощь нашим студентам? Киргизская молодежь сформировала целый караван автобусов, который органы КГБ, правда, перехватили, но этот факт в истории остался. Лично я называю киргизов «чеченцами Средней Азии». Это такой же горячий, упрямый и гордый народ. Хорошие качества, но они не должны мешать развитию государства, не должны подрывать общественную и экономическую стабильность.
Нам Елбасы всегда говорил, что экономика должна быть впереди, а политика держаться сзади. Благодаря этому правилу Казахстан, несмотря на мировые кризисы, всегда держится на плаву. А для наших братьев-киргизов политика и на первом месте, и на втором. Экономика прихрамывает позади.
При первом президенте республики Аскаре Акаеве, он был весь такой просветленный, академик, вкладывались огромные деньги в неправительственные организации и другие структуры, отвечающие за развитие демократии. С 2005 года в Киргизии действует однопалатный парламент, о чем мечтает и наша казахстанская оппозиция. Один человек может быть президентом страны только один срок – пять лет. Такая статья появилась в новой Конституции страны. И когда говорят, что Атамбаев добровольно ушел со своего поста в конце 2017 года, это не его заслуга, а конституционная норма.
– Но он хотел вернуться. В Москву к Путину летал. Однако В.В., если верить Интернету, сказал, что главное – это стабильность в стране. И премьер России Медведев фактически это повторил: лимит революций в ХХI веке киргизы исчерпали.
– Акаева свергли в 2005 году, сейчас он живет в Москве. В 2010 году Курманбек Бакиев лишился власти под натиском опять же революции, его приняла Беларусь. Атамбаев заявлял, что не станет эмигрантом. Это обещание он сдержал. Хотя можно задать и другой вопрос: куда эмигрировать? Он довольно легкомысленно повел себя по отношению к Казахстану. Обвинил нашу страну и персонально Елбасы в том, что мы вмешивались в их президентские выборы в 2017 году, подбирали кандидатуру под себя. Это была нелепая политическая ошибка. При том авторитете, которым пользуется Назарбаев и в СНГ, и в мире, человеку, который приходит в политику всего на один срок, лучше было молчать, чем говорить.
– Казахстан оказывает экономическую помощь Кыргызстану?
– Инвесторы в этой республике не задерживаются. Казахстанский бизнес пытался наладить IT-технологии, телефонами занимался, но ушел. Здесь нет полезных ископаемых. На золотом месторождении работают иностранцы, но мало того, что разочарованы результатами, еще и подвергаются гонениям. Россияне делали попытку достроить ГЭС. Ушли. Политическая нестабильность не позволяет вкладываться в проекты.
Здесь единственное богатство – вода. Еще в советское время в республике был построен целый каскад гидроэлектростанций. Сейчас воды много, но она используется нерационально. Много поселков не обеспечены питьевой водой, потому что нужны водоводы, а средств нет. Воды Сырдарьи являются причиной хозяйственных споров с Казахстаном. Соседи могут сбросить воду зимой, и она подтапливает Кызылорду, например. Нам пришлось строить дамбы.
– Почему народ Кыргызстана не стремится к стабильности в своей стране?
– Народ идет за своими кланами. Я бывал в Кыргызстане при всех президентах, работал с коллегами-депутатами, вместе ездили в зарубежные командировки. Были, например, в Швеции: и демократии достаточно, и экономика на высоте. Но чтобы перенять этот опыт, не баррикады надо строить, а каждый день заниматься экономикой и социальными нуждами. А что мы видим в Кыргызстане? Массовая трудовая миграция. Женщины отчаянно пытаются поднять легкую промышленность. Трудно говорить в чем выход. Лично я не испытываю оптимизма. И не буду исключать, что когда придет время очередных выборов, сторонники Атамбаева обвинят нынешнего президента в том, что он его посадил...
Е. Рубинштейн: «Джонсон не так прост»
Фото rock-cafе.info
– Елена Бертрановна, в одном из интервью вы сказали, что не сомневаетесь в том, что новым британским премьером станет Борис Джонсон. Так и случилось. Вы тоже, как многие эксперты, воспринимаете его исключительно в связке с брекситом? Джонсон пришел вместо Мэй, чтобы ускорить расставание с Евросоюзом?
– Ситуация непредсказуемая по всем параметрам. Джонсона, действительно, избрали лидером консерваторов для того, чтобы он довел дело брексита до конца. Отступать ему некуда – жесткий выход 31 октября без соглашения с ЕС неизбежен. К чему это приведет? К радикализации противников и сторонников этого брексита в самой Великобритании.
– Какие потери и приобретения дает брексит британцам?
– Некоторые пессимисты считают брексит началом конца Великобритании из-за возможного выхода Шотландии из её состава. Кроме того, неизбежно встанет вопрос о границе в Северной Ирландии. Нельзя исключать, что снова не полыхнет, казалось бы, забытая Ольстерская проблема. Брексит – это езда в неизведанное. Во всяком случае, 40-летней британской бизнес-модели придет конец.
При этом мы должны понимать, что ЕС – это еще не вся Европа. Великобритания была «троянским конем» США в Европейском союзе. Помните мнение на этот счет Шарля де Голля, президента Франции? Он был противником вступления Великобритании в «общий рынок», предтечи ЕС. Его позиция остается актуальной и в наши дни. Великобритания в Евросоюзе была на особом положении и частью «континента» так и не стала. Например, шенгенское соглашение на нее не распространяется. Поэтому можно не сомневаться, что в ЕС многие вздохнут с облегчением после ухода Великобритании. Особенно Германия. Хотя бы по той причине, что Лондон потеряет статус одного из мировых финансовых центров. Этот центр переместится во Франкфурт-на-Майне.
– Джонсона называют «мини-Трампом». Он усилит влияние Трампа на мировую политику?
– Джонсон родился в США, имел американское гражданство и отказался от него не так давно. Сегодня можно прочитать о его русских, еврейских, турецких корнях. Важнее другое: Джонсон – не выскочка. Он получил традиционное для британской элиты блестящее образование. Сначала это был частный колледж Итон, на лужайках которого воспитываются премьер-министры Британии и который, к примеру, окончили братья – принцы Уильям и Гарри. Потом Джонсон окончил элитарный Оксфордский университет. Имел отличный журналистский опыт, за свои колонки в газетах получал более высокую зарплату, чем британские премьеры. В отличие от Трампа, Джонсон имеет опыт в политике и как депутат парламента, и как мэр Лондона, и как министр иностранных дел Британии. Он не так прост, как может показаться. И уж точно не шут гороховый, каковым его пытаются выставить некоторые СМИ.
– Иными словами, он пришел на пост премьера ради брексит, но мы его еще узнаем и после того, как брексит уйдет в историю?
– Многое будет зависеть от того, как сложатся отношения с США при новом премьере.
Людмила ФЕФЕЛОВА.
E-mail: bolgerdt@mail.ru