Обсуждаем темы:
1. Как мода затмевает политику.
2. Почему Казахстану не прислали приглашение в Польшу?
Эксперты:
1. Екатерина ГОРБИК, журналист, автор проекта Dress For Climate (г. Москва, РФ)
2. Тахир БЕРДИМБЕТОВ – вице-президент Союза адвокатов РК, кандидат экономических наук (г. Нур-Султан).
3. Александр РАР – политолог-международник, публицист (г. Берлин, ФРГ).
Е. ГОРБИК: «Сегодня стало модно протестовать через моду»
Фото pinterest.co.uk
– Екатерина, тема «политика и мода» переживает свои звездные часы, а может, и годы. Мировые лидеры на каждом саммите выдвигают на передовые позиции если не свои галстуки, то своих жен в изысканных туалетах. И тогда главные темы, ради которых собирались «семерки» или «двадцатки», Интернет преподносит вскользь, а то, как выглядела, к примеру, Мелания Трамп, – весьма детально.
– Год назад, во время стажировки в британском Central Saint Martins, мне удалось попасть на круглый стол, тема «Мода и политика». Ведущие спикеры говорили о том, что в современном мире, одеваясь по утрам, мы выбираем не одежду, а то, какую личность представляем миру, какие политические взгляды позиционируем. Один из спикеров заметил, что сегодня, когда глобальный мир находится в состоянии кризиса, совсем неудивительно, что люди переоценивают сообщения, передаваемые в их одежде.
– Мода имеет свойство меняться скоропалительно, а в связке с политикой ее тенденции более живучи?
– Инструмент одежды был и остается актуальным и все более влиятельным. Взять хотя бы историю с белым цветом в политике и в моде. Когда-то белый цвет стал символом протестного движения суфражисток (в конце XIX – начале XX вв. в Великобритании и США суфражистки боролись за избирательные права для женщин, против дискриминации по признаку пола в политике и в экономике. – Прим. ред.). Вспомните: когда Хилари Клинтон объявила о своем участии в президентской гонке и появилась в первый же день в белом костюме, все поняли, что это не случайный выбор. А в феврале этого года во время заседания, на котором президент США Дональд Трамп зачитал доклад «О положении дел в стране», женская половина Демократической партии США, во главе с главной политической фэшн-иконой Александрией Окасией-Кортес, пришла на заседание в белых костюмах. Так они выразили протест относительно политики Трампа. Сегодня стало модно протестовать через моду.
– Протестовать, а также интриговать?
– На мой взгляд, отношения моды и политики сегодня столь же увлекательны и полны интриг, как, например, очередной сезон «Карточного домика». Одежда сегодня – это социальный статус, отражение поп-культуры, социальных тенденций, символ поддержки политических партий. Встречают по одежде. В политике часто и провожают по одежке. Например, про бывшего премьер-министра Британии Маргарэт Тэтчер, сказали: «Политика её была ужасающая, но ее внешний вид был всегда безупречным и всегда вызывал восхищение». То есть внешний вид в определенные моменты перевешивал политику. И сегодня в прессе постоянно обсуждают, сколько стоят часы, кроссовки, костюмы того или иного президента.
– Их жены – отдельная тема?
– Достаточно вспомнить открытое письмо дизайнеров, которые призывали отказаться наряжать Меланию Трамп. Это еще один нюанс: дизайнеры тоже не могут быть вне политики. В случае с Меланией одни откровенно высказались, что работа с ней противоречит их политическим убеждениям, другие же поспешили с большой готовностью предоставить ей свои услуги. Первые выходы Мелании Трамп иногда затмевали другие события дня. Особенно бурно обсуждали, когда она появлялась в нарядах не американских дизайнеров. Здесь стоит вспомнить ее платье от итальянцев Дольче и Габбана. Кстати, после этого дизайнеров критиковали за работу с Меланией Трамп.
Историки моды могут напомнить о Жаклин Кеннеди, супруге 35-го президента США. Она обожала французские модные дома Givenchy, Dior и другие. Но первая леди не могла делать такой выбор в силу негласно установленных правил выбирать одежду только национальных дизайнеров. Ходили слухи, что ее личный кутюрье Олег Кассини откровенно копировал модели именитых французских модных домов, чтобы порадовать свою клиентку.
– А как вам восхождение Бриджит Макрон? Сначала насмешки над пожилой супругой молодого президента Франции, а ныне титул «иконы стиля» и конкуренция с первой леди США...
– Первые леди могут влиять на моду, а самые смелые – нарушать установленные рамки. Так было в случае с Бриджит Макрон. Она носит платья выше колена, что до нее было недопустимо для неюных первых леди. Она носит кожаные леггинсы. И результат не заставил себя ждать. Сейчас говорят о том, какая она элегантная, и о том, какая умная и доброжелательная, и о том, как выгодно для Франции она влияет на своего мужа.
– Народ тоже может выразить свою позицию одеждой?
– Когда на улицах появляется много футболок с одинаковыми словами – это уже позиция, на которую политики не могут не обратить внимание. Сегодня на повестке дня дизайнерские футболки с надписью «Fashion Hates Brexit» – «Мода ненавидит брексит».
Т. БЕРДИМБЕТОВ: «Ищите, кому выгодно»
– Тахир Закирович, 1 сентября исполнилось 80 лет с начала Второй мировой войны. Войска фашистской Германии обстреляли полуостров Вестерплатте – это были первые залпы. Сейчас полуостров – памятное место в Польше. Здесь проходят мемориальные мероприятия. В этом году Польша пригласила мировых лидеров из стран НАТО и Восточного партнерства для совместных торжеств. Казахстан, Россию и страны Центральной Азии не пригласили. Не исторический ли это казус?
– Лично я удовлетворен тем, что лидеры Беларуси и Армении отказались от участия в этих мероприятиях. И гвоздь программы – Трамп – прислал заместителя. Думаю, что Польше не удалось унизить Путина, Россию и союзников. Даже первый президент Польши Лех Валенса заявил, что политика нынешних властей в отношении России неразумна, тем более, когда речь идет о Второй мировой войне.
Если поляки объяснили, что Россия не заслужила приглашение, потому что СССР в 39-м году нарушил международное право, то каким образом Германия оказалась в числе приглашенных? Гитлер попрал права стран и народов. И 1 сентября 1939 года Польшу бомбил не СССР, а Германия. Пакт Молотова-Риббентропа, которым козыряют сегодня в Восточной Европе, это далеко неоднозначный документ. СССР подписал его под давлением грядущей войны. А потом сотни тысяч солдат Красной Армии, в том числе казахстанцев, погибли при освобождении Польши. Кстати, США во всех войнах, в которых принимали участие, потеряли в общей сложности 600 тысяч убитыми. За все годы. Но миллионные жертвы наших народов Запад решил забыть. В Интернете страшно читать, как там изучают историю этой войны. В школах и вузах давно другие приоритеты и победители. Ищите, кому выгодно оттеснить республики бывшего СССР от Вечного огня, если говорить символически. А Польше можно напомнить, как тысячи их бывших сограждан в тяжелые времена нашли приют в Казахстане. И сегодня поляки живут в нашей стране, полноценно участвуют в работе АНК.
– То есть международное право – всего лишь отмазка?
– Как юрист, я считаю, что международное право развалилось, о нем вспоминают, когда это выгодно. От истинных его принципов остались лишь слова.
А. РАР: «Кто, если не советские народы...»
– Александр Глебович, Польша решила отметить юбилей начала Второй мировой войны в кругу друзей, прежде всего стран НАТО. Из Казахстана на фронт ушел каждый четвертый гражданин, из них каждый второй погиб. Почему, на ваш взгляд, мы не заслужили чести быть приглашенными?
– Поляки пишут для себя удобную историю. Они представляют себя миру постоянной жертвой «российской агрессии». Казахстан – союзник России, поэтому тоже не попал в список приглашенных. Запад интерпретирует Пакт Гитлера-Сталина (Молотова-Риббентропа), как катализатор для начала войны. Кроме того, история Пакта послужила Западу для легитимации расширения НАТО на восток. В странах бывшего СССР считают, что Пакт помог Сталину отодвинуть атаку Гитлера на два года. Но в любом случае, было бы дипломатичнее, если бы Польша пригласила всех лидеров стран СНГ. Кто, если не советские народы, помогли миру избавиться от гитлеризма?
Людмила ФЕФЕЛОВА
e-mail: bolgerdt@mail.ru