Несмотря на то что страны региона ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, спорные ситуации продолжают возникать.
Подписавшие Конвенцию страны, а именно Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмения, теперь имеют равные и исключительные права осуществлять рыболовный промысел, судоходство и добычу полезных ископаемых на Каспии. Особый акцент делается на том, чтобы официально признать Каспий озером, ибо он представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоём, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. В противном случае, если Каспий – это море, то право хозяйничать в его водах получают практически все страны в мире.
Если квалифицировать его как озеро, тогда ресурсы должны быть равным образом поделены между пятью прикаспийскими государствами. Если Каспий – море, то для определения долей необходимо проводить воображаемые линии от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоема. В этом случае в наименее выигрышном положении оказывается Иран, которому может достаться лишь 13% водоема, более того, его наиболее глубокая и соленая часть. По этой причине Тегеран всегда противился любым попыткам признать Каспий морем.
Сегодня Иран также против строительства туркменского газопровода по дну Каспия, так как, по мнению Тегерана, это грозит экологии водоема. Однако в строительстве очень заинтересован Евросоюз, который будет получать 30 млрд кубометров туркменского газа ежегодно. Брюссель даже согласен финансировать возведение газопровода, чтобы как можно меньше зависеть от России.
Мурат Тюлеев
Фото: Интернет