Острый нож режет нарядные путы. Ребенок с удивлением смотрит на свои внезапно ставшие свободными ноги. И, кажется, идет уже увереннее по белой, вышитой казахским орнаментом, дорожке.
Эпоха возрождения
«Тұсау кесу», или «перерезание пут» – один из самых важных обрядов в казахской культуре. Он имеет глубокий смысл. Обычно путы режут малышам, которым исполнился год. Обряд символизирует преодоление первого в жизни «мүшел жас» (затем к году прибавляются последующие 12 лет. Очередной «мүшел жас» отмечается в 13 лет).
– Сейчас идет возрождение интереса к национальным традициям. Нельзя, конечно, сказать, что они были вообще забыты. Нет. Наши бабушки, которые, пока родители были на работе, рассказывали нам казахские сказки, знакомили с традициями, обычаями, разучивали с нами стихи, песни. Прививали любовь к труду – вязать, ткать, помогать готовить. Это в нас с детства, это часть нас самих, – говорит специалист молодежного ресурсного центра Назгуль Ибраева.
Главное – смысл
Назгуль и ее коллега Анар Жакупбаева – сегодня известные в Костанае ведущие праздников. Они специализируются именно на проведении национальных обрядов: бесікке салу, қырқынан шығару, тұсау кесер, беташар и других.
– Радует, что сегодняшнее молодое поколение стремится уважать традиции, – продолжает Назгуль. – Для нас с Анар это не просто бизнес. Мы хотим передать свои знания молодым. Чтобы те в свою очередь прививали любовь к традициям своим детям. Некоторые ведущие делают из обычаев просто шоу, но ведь главное здесь – не внешняя сторона, а глубинный смысл обычая. Для чего он нужен, что приносит людям, от чего оберегает.
– Недавно я ездила на форум в Улытау. Там почему-то все были уверены, что мы на севере не знаем ни традиций, ни языка. Но я сумела доказать, что в Костанае тоже хорошо знают и язык, и традиции. Они были приятно удивлены. Еще больше удивились тому, что мы с подругой проводим обряды, – улыбается Анар.
Лучше один раз увидеть...
Надо избежать формального проведения мероприятий, какой-то программы минимум, считают подруги. Часто как проводят? Сделали то-то и то-то. Это всё равно, что поставить статуэтку в доме и даже не знать ее смысл, повесить картину, но ничего не знать о художнике. На тех, кто проводит национальные обряды, лежит определенная ответственность. На мероприятиях присутствуют дети, которые гораздо лучше запоминают то, что видят. Увиденное глазами действует лучше всяких слов. Поэтому показывать, проводить надо правильно.
– Девушку с тринадцати лет готовили как будущую келин, – говорит Назгуль. – Казахи – чувствительный народ. У нас на любой случай есть свои приметы, правила. В молодежном ресурсном центре мы с Анар открыли кружок «Жас келіндер». Бабушки приходят к нам, показывают, как это все делается. Хранители традиций? Это громко сказано. Мы просто хотим сохранить, передать, научить всему, что знаем сами. Девушки должны знать, что нельзя, например, качать пустую колыбель, как правильно стелить ковер в доме. Когда женщина была в положении, нельзя было говорить об этом вслух. Приглашали бабушек, раздавали им белую ткань. Это, как пожелание, чтобы в их дома тоже пришла радость. Потом эти белые лоскутки завязывали на кереге (деревянная решетка, образующая стены юрты).
Как все начиналось
– У каждого есть мечта заниматься тем, что ближе сердцу. Мы с Анар раньше работали в школе, были учителями, вожатыми и ведущими праздников одновременно. То, чем занимаемся сегодня, началось с семейного праздника подруги. Ее ребенку исполнился год, – вспоминает Назгуль.
– Для каждого праздника пишем сценарий, адаптируем его для максимального понимания публики. В то же время стараемся не растерять те основы, которые узнали от своих бабушек. Сейчас тiл ашар часто делают, когда ребенок идет в школу. Хотя раньше проводили, когда ребенок только начинал говорить. Аксакалы дают свое бата (благословение), чтобы у ребенка была ақ жол (светлая дорога).
Анар родилась в России, в Курганской области. Потом жила в Узункольском районе, окончила казахскую школу в Убагане. Назгуль из Наурзумского района, где у нее до сих пор живет бабушка. Внучка часто ездит к әже за советом.
Национальные обычаи
Они в Казахстане разнятся от региона к региону. Например, знаток старины Аманжол Калыш рассказывает:
– У нас в Жетысу, в Алматинской области, я присутствовал на разрезании пут, где делали «Тұсау кесу» трижды. Сначала разрезали шерстяную веревку. Это было представлено как традиционный для кочевого сообщества обряд. Во второй раз использовали путы из бараньих кишок. Кишки намотали и тоже разрезали. Это скотоводческий обряд. А в третий раз путы сделали из травы. Это из земледельческой традиции.