Почему ошибок не существует, а учить рисовать взрослых проще, чем детей, рассказывает художник Екатерина ДОНИК.
Место для экспериментов
– Екатерина, вы назвали свою студию арт-лабораторией. Почему именно такое обозначение?
– Потому что мы рисуем не только в классическом стиле, экспериментируем с другими техниками – пуантелизмом, батиком, кинусайга, резин-артом, флюид-артом. Можно даже сказать, что необычные техники – основа нашей работы. Я в какой-то момент поняла, что у нас в городе учат только классическому рисованию. А на то, чтобы им овладеть, необходима база и время. Кто главная аудитория для долговременной учебы? Дети! Мне же хотелось сделать пространство, где и взрослые могут себя проявить. С помощью этих техник можно создавать не только картины, но и интерьерные панно: эпоксидная смола – отличный материал для изготовления украшений.
– Формат мастер-классов предполагает быстрое обучение технике?
– У большинства людей нет времени ходить стабильно несколько раз в неделю на занятия, но хочется один раз в месяц, допустим, прийти и сделать что-то необычное. Для того я и делаю мастер-классы. Пришел, порисовал, окунулся в мир творчества и в тот же день ушел домой с красивой картиной. Тем более что все техники очень легкие. Заниматься ими одно удовольствие. Научиться может любой человек без опыта.
Порисовал и успокоился
– Есть ли в ваших занятиях элементы арт-терапии?
– Флюид-арт – идеальный пример живописи для медитации. Смешивание красок, заливка, наслаивание цвета на цвет – всё это естественным образом успокаивает и дарит умиротворение. И хотя мы все пытаемся рисовать одно и то же, в итоге у всех получается по-разному. Потому что любая картина – это автопортрет. Интенсивность красок, мягкие или жесткие линии, преобладание какого-то цвета. По картине легко можно понять состояние человека. И если рисовать стабильно, то через время сам человек может понимать по своим картинам, какие глубинные чувства они отражали в тот момент. Периодическое рисование – неисчерпаемый ресурс вдохновения и, как бы это банально ни звучало, способ раскрасить серые будни.
Не на оценку, а для себя
– Со взрослыми сложнее работать, чем с детьми?
– Легче. И не только потому, что у взрослого человека моторика рук лучше, чем у ребенка. Взрослые гибче и понимают, что они рисуют не на оценку, а для себя. К сожалению, многих деток в школе или дома научили, что бывает «правильно» и «неправильно». Тогда как в творчестве нет понятия «ошибка». Каждый рисует так, как может. Мне говорили, что со взрослыми может возникнуть такая проблема, что состоявшиеся люди не будут воспринимать критику педагога и будут ей всячески противиться. Но мне такие ученики не попадались.
– Насколько взрослые костанайцы нуждались в том, чтобы у нас была студия, где бы их учили рисовать?
– Моя идея арт-лаборатории родилась так: я работала учителем в детской художественной школе, и многие мои взрослые знакомые спрашивали, где можно и им поучиться рисовать. Другие частные студии предлагали долговременное обучение. И мне пришла в голову идея мастер-классов. Сейчас у меня есть полноценная группа учеников старше 20 лет, которые готовы приходить заниматься хоть в выходные.
Проводники
– Профессиональному художнику реально реализовать себя в небольшом городе вроде Костаная?
– На самом деле возможностей сейчас масса. И они не зависят от геолокации. Глобализация позволяет работать со всем миром. У меня не было другого выбора, кроме как стать художником, потому что я практически не помню себя без кисточки. Родители увидели, что я рисую, и отдали меня в художественную школу. Затем я поступила на изобразительное искусство в педколледж, работала в художественной школе. У людей всегда есть потребность в искусстве. Просто в разное время она разная. Я увидела, что людям нужны мастер-классы в необычных техниках, поймала этот запрос, и то, что я делаю, оказалось актуальным. Кто знает, может, если предложить людям заниматься графикой, то кому-то и это понравится. Все хотят прикоснуться к прекрасному, а мы, профессиональные художники, должны быть для начинающих в этом деле проводниками.