Строка из документа 130-летней давности закрывает вопрос, когда именно началось фактическое переселение крестьян и лиц иных сословий на Тобол, в будущий город Кустанай. Стартовало оно во второй половине 1880 года.
«Журнал присутствия Тургайского правления» о социально-экономическом развитии города Кустаная под датой 23 октября 1887 года, город Оренбург, и есть тот исторический документ. Хотя по иным источникам, после того как в 1879 году военный губернатор Тургайской области Александр Константинович принял волевое решение об основании нового города на броде Кустанай на реке Тобол, а не на броде Урдабай, к нам сразу же рванули массы крестьян из центральных областей России. Им хотелось жить на собственной земле. Ведь до 1862 года они были крепостными. И рванули. На телегах, пешком. Многие не доехали... Если на 1880 год по берегам Тобола в районе брода Кустанай стояло от 30 до 60 кибиток казахов Аракарагайской волости, то уже через 20 лет поселение получило статус города. Ибо население здесь было уже до 18 тысяч человек.
Еще в 1880 году на урочище Кустанай степь на левом берегу Тобола размежевали на городские кварталы и по жребию распределили среди переселенцев. Появилось 26 домов. В 1882 году «перешедших на жительство в Кустанай считалось 453 семейства, из которых 257 семейств заняли дворовые места и возвели на них жилые постройки». Так фиксировали официальные документы. А в 1887 году
«...в Пригородный поселок явилось 95 семейств, из которых 48 семейств сделали постройки».
Что это за Пригородный поселок? Город на реке Тобол в то время планировался между двумя логами, которые и по сей день существуют. А земли за логом, что на северо-востоке (это сейчас районы пивзавода, микрорайона «Строительный», кондитерской фабрики) отводились под сельскохозяйственный поселок, получивший потом название Константинович. По фамилии действующего Тургайского военного губернатора. Это и был тот самый Пригородный поселок.
***
В 1882 году при населении, судя по вышеназванным данным, до 2500 человек в поселении Кустанай на Тоболе уже было: «...18 лавочек или, вернее сказать, балаганов с мелочным товаром, необходимым преимущественно для крестьянского обихода, в настоящее время (год 1887. – Прим. автора.) имеется в Кустанае 77 лавок со всеми товарами по ценам таким же, как и на близлежащем городе Троицке». Вот так. Прошло всего-то шесть лет, а поселение Кустанай уже начали равнять с городом Троицком, который старше на две сотни лет. Уместно сказать, что уже в 90-х годах XIX века кустанайские ярмарки просто затмили старую троицкую! Вот еще какой интересный факт. Читаем в том же «Журнале присутствия Тургайского правления»: «Кроме двух поселков, Пригородного и Затобольского, принадлежащих Кустанайской волости, имеется еще Татарская слободка, которая отделяется от Кустаная небольшим оврагом, в этой слободке исключительно татарский элемент».
Ну а теперь только цифры и факты за 1886 год. На начало 1887 года в Кустанае проживало 10540 человек. В Пригородном поселке – 3171. В Затобольском поселке – 1380 человек. В Татарской слободке – 310 человек татар. Всего – 15400 человек. На начало 1887 года в поселении Кустанай было построено 1820 частных домов, имелось 1 русско-киргизское училище, 1 пожарный сарай и 280 землянок. В Пригородном поселке – 358 частных домов и 214 землянок. В Затобольском поселке – 124 частных дома и 27 землянок. В Татарской слободке – 70 частных домов, 1 молитвенный дом и 15 землянок. Вот такой, как говорится, жилой фонд. К нему прилагались только на базарной площади (это сейчас район университета, части центрального сквера и бассейна с фонтаном на улице Байтурсынова и территория перед областным акиматом) 77 торговых лавок. Размахивали крыльями 39 мельниц, работали 8 кирпичных заводов, 22 кузницы и 1 скотобойня. Постоянного врача не было, он был один, базировался в Троицке и наезжал в Кустанай и уезд по необходимости. Обходилось поселение Кустанай на 1887 год одной повивальной бабкой, принимавшей роды. Из городской казны ей платили 100 рублей в год.
***
Документ октября 1887 года открывает нам вот какое престранное обстоятельство. При планировании нового города на Тоболе расчет был на проживание здесь всего до тысячи переселенцев. Причем включая Пригородный поселок. Именно под эту тысячу и отводилось 13300 десятин земли между логами, которые изымались для государственных нужд у местного населения Аракарагайской волости. А на деле совсем не так вышло. Это в «Журнале» зафиксировано было так: «Начатое в таком порядке заселение Кустаная, благодаря и по сие время продолжающемуся многочисленному наплыву сюда переселенческих масс отовсюду, с правом и без всякого права селиться здесь, т.е. с увольнительными и без увольнительных, откуда следует, свидетельств, пошло так быстро, что в какие-нибудь три-четыре года на пустынном дотоле урочище Кустанай возникло нынешнее громадное поселение с населением в этом году даже свыше 15 тыс. душ обоего пола крестьян разных губерний».
Вот что еще интересно. Местные власти прямо записали в документе: «Касательно же предоставления поселенцам льгот, то ввиду совершенно добровольного наплыва их в Кустанай надобности в этом не видится, тем более что о том они и не просят». Так начинался наш Кустанай-Костанай в 80-х годах ХIХ века, судя по одному из официальных документов, дошедших до нас. Правда, чиновники несколько покривили душой насчет того, просят помощи на обустройство жизни переселенцы или нет. Просили! Например, отпускать им лес из Аракарагайского лесного хозяйства по льготным ценам. Доходило до того, что собирались ватагами, ехали без всякого разрешения на телегах и рубили лес столько, сколько могли увезти.
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ