Каким образом можно контролировать трудоустройство молодых специалистов и почему выбор места учебы не должен быть окончательным в жизни человека? Об этом интервью «КН» с ректором Костанайского государственного педагогического университета им. Султангазина Еркином АБИЛЕМ.
– Еркин Аманжолович, в Послании Президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что если вуз не показывает хотя бы 60% трудоустройства своих выпускников, то его практически можно закрывать....
– Есть, конечно, какие-то косвенные механизмы – офисы по управлению карьерой и прочие подобные отделы. Они помогают выпускникам найти работу. Однако есть одно большое «но». Процент трудоустройства выпускников показывает их востребованность на рынке труда. Насколько каждый новый специалист нужен экономике Казахстана. Если процент трудоустройства ниже минимума, то вуз работает вхолостую. Значит, или обучение ведется не по востребованным программам, либо его уровень настолько низкий, что с этим дипломом человека не хотят брать на работу. По сути, трудоустройство выпускников – единственный объективный критерий работы вуза. Наличие аудиторий, библиотек и состав кандидатов наук – все это формальности, которые помогают хорошо пройти проверку. Главный показатель качества – берут ли на работу ваших выпускников. Недавно Министерство труда и социальной защиты совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проводили исследование вузов, где рассматривали их работу по нескольким показателям – не просто трудоустройство выпускников, но и их уровень зарплаты, сколько человек задерживается на одном месте работы.
– Вы довольны своими показателями в этом исследовании?
– Региональные педагогические университеты всегда неплохо выглядят в таких рейтингах. Наш процент трудоустройства никогда не опускался ниже 80. В этом году он составил 90. И это при том что есть люди, которые по объективным причинам не поступили на работу. Кто-то в армии, кто-то ушел в декрет или поступил в магистратуру. При этом ежегодно на казахстанский рынок труда заступают 36 тысяч новых педагогов. Тогда как реальная потребность в специалистах значительно ниже.
– Но как же... Сейчас открывается столько школ дополнительного образования – языковые, развивающие...
– Это одна из проблем, с которой мы не раз обращались в министерство. Грантники имеют право трудоустраиваться только в государственных образовательных учреждениях. Но в частном секторе сейчас огромная потребность в кадрах. Сфера дополнительного образования стремительно развивается и нуждается в дефектологах, учителях иностранных языков и других специалистах. Многие такие учреждения открываются в рамках государственно-частного партнерства. Я думаю, польза очевидна.
– Есть еще педагоги, которые нигде официально не работают, но активно занимаются репетиторством. По сути, их вы тоже не можете включить в список своих трудоустроенных выпускников.
– Да, равно как и тех, кто работает за границей. Потому что расчет трудоустройства ведется не по нашим данным, а через Государственный центр выплаты пенсий. И только те, у кого есть пенсионные отчисления, считаются нашими трудоустроенными выпускниками. Что касается самозанятых педагогов, то их деятельность давно пора перевести в трудовое поле. Им необходимо оформляться как индивидуальным предпринимателям, оказывающим образовательные услуги. Во-первых, это будет легитимно. Во-вторых, они сами не будут терять годы педагогического стажа.
– В Послании также говорится о необходимости профориентации. Поможет ли это людям не ошибиться с выбором профессии?
– Сам факт работы по специальности не становится критически важным. Рынок труда сегодня очень гибкий. В Западной Европе посчитали, что за свою жизнь человек может сменить восемь сфер деятельности. И за границей в вузах отказались от специализации. На этом пути стоим и мы. Бакалавриат сегодня должен давать базу, на основе которой человек будет готов к получению новых навыков. Критическую, творческую, логическую. Например, кто-то получил педагогическую специальность, а потом открыл свое дело (был педагогом, стал бизнесменом) и создал новые рабочие места. Сейчас некоторые все еще воспринимают выбор профессии так – один раз и на всю жизнь. Отсюда и трагедии – не сдал ЕНТ, и все. Поэтому профориентация должна быть ранней. Не беседа один раз в 11-м классе, а работа с детского сада. Все должно быть направлено на выработку навыков готовности к внутреннему развитию. Тогда ребенок будет делать выбор более гибко, осмысленно и свободно. Мы сейчас добиваемся именно этого.