Коммунальные «войны» за тепло, воду, свет поутихли, но осадок остался. В прямом и переносном смыслах. Вроде мы, законопослушные потребители, за всё расплачиваемся, в большей части своей, а на поверку остаемся без прав. Прежде всего, на качественное обслуживание.
В переходное время, из советского в независимое, остановившийся электросчетчик был в радость – экономия семейного бюджета. Сегодня, если остановился счетчик воды, всё наоборот – заплатишь втридорога. Набежавшие вместе с водой за месяц цифры при оплате оборачиваются гораздо меньшей монетой, чем те подушевые расчеты, которые предъявляют потребителям, не установившим счетчик. Вот и выходит, что сейчас экономнее быть под приглядом «одноглазого» прибора.
У меня лично ещё в разгар отпусков остановился старый счетчик холодной воды. Символично застрял на цифре «888». Вызвал по телефону сантехника одной из местных производственно-коммерческих фирм, а лицензию на такие работы у нас имеют семь организаций. Тот раскрутил старый счетчик и вынес приговор: проржавел, нужно обязательно менять. Согласился установить новый. У сантехника он был с собой: «С ним никаких сбоев не будет!» Но, как потом выяснилось, дороже, чем точно такой же обошелся бы при покупке в магазине. Время терять не хотелось, согласился. Установка заняла пять минут. А на следующий день контролер опломбировал новичка. Казалось, забыть бы об этом до 2020 года. Но не тут-то было. Вода не только камень точит, но и приносит с собой ржавый осадок, окалины.
Не прошло и двух месяцев, как новый счетчик тоже остановился. Звоню в ту же фирму. Узнав о причине, вежливый тон диспетчера сменился на хамский и, что называется, понеслось:
– Вы ещё докажите, что к нам обращались! Ни ваш адрес, ни ваша фамилия у нас официально не значатся.
– А то, что в паспорте счетчика ваша печать?
– Это ещё не доказательство, в нашем журнале вас нет – и точка.
Тут уже не выдержала контролер коммунального предприятия, присутствующая при разговоре:
– Вот это сервис! А мы ещё советуем нашим потребителям к ним обращаться! Не волнуйтесь, если дело до суда дойдет, свою правоту докажете.
После продолжительных препирательств с диспетчером с бросанием телефонной трубки и требованием с её стороны – назовите дату установки, удалось услышать в ответ:
– Ждите.
– Сколько?
– В течение дня, – и снова брошенная трубка.
Пришедший сантехник, увидев печать своего предприятия, скептически ухмыльнулся: «И сколько вы её рисовали?!» Поковырявшись в счетчике, обнаружил ту самую окалину, застопорившую его. Цифры вновь побежали.
Сколько ещё таких окалин нужно вытащить из нашей сферы услуг, чтобы она действительно заработала без траты наших нервов? Мы завидуем Западу: ах, на каком высоком уровне там сфера услуг?! Потекла труба в подвале – европейский сантехник не отойдет от неё пока не сделает. Потому как в ином случае штрафами задавят. А не идет тепло по трубам в нашей многоэтажке, работники ПКСК и тепловики будут перекидывать вину друг на друга неделями, пока случайно не обнаружат – ой, а вентиль-то закручен... Человеческий фактор – не оправдание. Когда ложишься под нож хирурга, об этом самом факторе не думаешь, надеешься на профессионализм врача.
Но что касается сферы услуг, то больны не мы, а именно она, и хронически. И все же хотелось бы, чтобы злополучная «8» не перевернулась на бок и не превратилась в знак бесконечности. Бесконечности в ожидании нами лучшей жизни.