Рыжая бестия продефилировала перед нашей машиной и не торопясь ушла в придорожные кусты. Да, сейчас лисиц на полях очень много. Еще бы, ведь их обеспечивают огромным количеством мышей не убранные на многих тысячах гектаров зерновые. Так что лисы чувствуют сытную зимовку. А вот сельчанам хоть плачь!
- Пойдут ли сегодня комбайны в поле? – Леонид Иванович еще раз взглянул на серое небо и вздохнул: – Скорее всего, нет. Сыро. Зато на зернотоку дел хватает.
В Узункольском районе директора ТОО «Восход» Леонида Королева все знают как прекрасного хозяйственника: и на полях всегда обеспечивает порядок, и коллектив у него хороший, и техники предостаточно. А вот нынче здесь сумели убрать лишь пятую часть посевной площади. Да еще на полутора тысячах гектаров зерновые лежат в валках. Хотя, казалось бы, тут должна быть другая картина. Ведь в хозяйстве одних только свальных жаток – семь, причем широкозахватных. Но даже с их помощью не справились с сюрпризами погоды. И они, как говорится, налицо – на площадках тока лежат бурты зерна с очень высокой влажностью. А своей сушилки в хозяйстве нет.
– Мы зерно постоянно перебрасываем с места на место, – говорит Леонид Иванович, – чтобы не было плесенного запаха. А вот влажность из-за этого, к сожалению, не снижается. В такой ситуации приходится продавать пшеницу по предлагаемым нам ценам. По какой, спрашиваешь? А по 12 тысяч тенге за тонну. Как думаешь – окупаются при этом наши затраты?
* * *
Когда мы выезжали утром из Костаная, уличный градусник показывал небольшую минусовую температуру. Но уже через пару часов она стала нулевой. «Опять оттепель!» – от этих слов каменеют скулы на осунувшихся лицах хлеборобов северных районов.
– Знаешь, только за последние десять дней наш зерноток израсходовал электроэнергии на 200 тысяч тенге. Сушилка накрутила эту сумму. При том, что мы сегодня пока не продали ни одной тонны зерна и, соответственно, не получили ни одного тенге дохода от выращенного урожая.
Это фрагмент из нашей беседы с Олегом Лоренцом, который со своим сыном Гарри крестьянствует в селе Борки Петропавловского сельского округа. Кстати, зерноток находится в Камышловке – это село еще недавно слыло как заброшенное. Но благодаря Олегу Федоровичу в нем вновь появились люди и жизнь стала налаживаться. Так вот тамошний народ находится на работе, по сути, круглосуточно. В новом здании весовой сейчас обустроены сплошные нары. Отстоял человек смену, поел и прямо тут же – на боковую. По такой же схеме работают и комбайнеры, для которых в поле стоит аккуратный вагончик.
– А иначе не получается. Ведь ситуация, в которую мы попали, катастрофическая, – хриплый из-за простуды голос Олега Федоровича звучит глухо. – С 23 сентября по 28 октября мы вообще не могли выйти на поле. Так что на сегодня у нас убрана примерно третья часть зерновых. И опять то и дело останавливаемся из-за оттепели. Но все равно будем убирать. Во всяком случае, пока комбайны смогут работать. Ну а потом будем надеяться на весну. Лишь бы она не стала затяжной. А если будет наоборот... Э-э, лучше не думать об этом.
– Да, мы сегодня работаем себе в убыток, – продолжал Лоренц. – Но как можно бросить хлеб в поле?! К тому же нам, конечно же, нужны семена на следующий год. Вот и будем отправлять на анализ пробы зерна, чтобы выбрать лучшее.
С бригадиром Сергеем Верченовым подъезжаем к вагончику. Механизатор Николай Сидоренко завел один из стоящих здесь комбайнов «Есиль», выехал в поле и вскоре вернулся на стан – нет, работы не будет, все забивается. Придется ждать морозов.
* * *
На току ТОО «Золотой колос» мы встретились с его руководителем Виктором Драгуновым. Здесь тоже много неубранных зерновых клеток. И как только появляется возможность, комбайны вновь на полях. Хотя, по словам Драгунова, пора бы уже и остановить уборочные работы. Как раз в это время к нам подъехал региональный директор Болат Берсагуров («Золотой колос» входит в состав компании «Алиби») и сообщил, что уборка, скорее всего, все же будет прекращена. Причина очевидна – чересчур она затратная.
А вот рядышком расположен зерноток КХ «Надежда», где намерены работать в поле, что называется, до последнего. И хотя основную посевную площадь сумели обмолотить, но оставшиеся неубранными 250 га считают очень большим клином. Так что выращенное намерены сполна вырвать у непогоды. Благо, что здесь в этом году установили сушилку.
– Ведь мы вырастили прекрасный урожай, – говорит Альберт Ризаев. – Ячмень у нас – до 40 центнеров с гектара, овес – 30 центнеров, пшеница – 20-25 центнеров. И бросить это зерно? Да ни за что!
* * *
И в Узункольском, и в других северных районах области сложилось крайне сложное положение с уборкой. И то, что сейчас здесь делают хлеборобы, можно обозначить короткой фразой: трудовой подвиг.