Народ запомнил его как заботливого правителя, человека дальновидного и умного. Имя султана Ахмета Джантурина стоит рядом с такими именами, как Чокан Валиханов, Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов. О деятельности правителя восточной части Орды оренбургских казахов рассказывает доктор филологических наук, профессор Алмасбек АБСАДЫК.
Без предрассудков
Ахмет Джантурин занял высокий пост султана в 1841 году, заменив прежнего правителя Шотая Бактыгереевича, который не мог должным образом управлять вверенной ему территорией. Много воспоминаний о Джантурине оставил в «Тургайской газете» Хамза Каржасов. До наших дней дошли его статьи 1895 года: «Перевод с подлинного приказа бывшего султана-правителя Восточной части орды Оренбургских киргизов, полковника Ахмеда Джантюрина, от 28 ноября 1842 года» и «Из воспоминаний о султане Ахмеде Джантюрине».
По словам автора, он был первым человеком, который стал отправлять казахских детей в русские учебные заведения. Когда в Оренбурге открыли кадетский корпус, султан-правитель отправил туда на учебу своего сына Сейтхана, двоюродных младших братьев Махмуда и Омара, Айторе и Кунторе Седалиных и выходца из простой семьи Мусамбая. Джантурин хорошо знал русский язык и, обладая высоким авторитетом в царском правительстве, мог направлять на учебу и детей простых казахов, хотя в то время в кадетский корпус принимали на обучение только детей казахской аристократии-торе (чингизидов).
Джантурин был лишен каких-либо классовых предрассудков. Позже он отправил на учебу в русско-казахскую школу при Оренбургской пограничной комиссии более двадцати простых казахских детей. Каржасов пишет: «При открытии в Оренбурге первой киргизской школы определил в нее сына почетного киргиза Алтынсары, меня с братом Калджаном, двух сыновей своего муллы и вероучителя Хисаметдина, киргизов Кучербая, Кулубека и еще 20 мальчиков».
Автор подчеркивает историческое значение этого поступка, потому что тот самый сын Алтынсары – это известный всем Учитель Ибрай Алтынсарин.
Пример служения народу
Большое внимание справедливый султан уделял прекращению в степи разбоя и воровства, налаживанию мирных контактов степняков и русских переселенцев, решал споры, возникавшие между разными казахскими родами. Своим вышеупомянутым приказом установил ряд мер для преодоления голода среди своего народа в тяжелый 1842 год, когда в степи свирепствовал джут. Летом в районе рек Тобол, Тогузак и Убаган случились сильные пожары, а после всю осень лили дожди, в результате чего степь покрылась толстой коркой льда.
Пасти скот не представлялось возможным. Тогда султан распорядился увести всех лошадей в долину между Тоболом и Аятом, а также на пастбища Казанбасы, Жаманбыр-Карагай, Кожай, Карасор, Кутубок и Карасу. Для предупреждения налета барымтачей приказал построить крепости на возвышенностях.
Султан был не только неутомимым общественным деятелем, но и прекрасным отцом и опорой своей семьи. Его внук Салимгерей Джантурин окончил физико-математический факультет Московского университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Позже Салимгерей был избран депутатом в І Думу от Уфимской губернии, принимал активное участие в движении Алаш.
Справедливого султана похоронили неподалеку от поселка Введенка. Он для нас прекрасный пример служения своему народу, патриот, ставивший общественные интересы выше личных.