Ежедневно каждому человеку необходимо как минимум 20 литров питьевой воды – для питья, приготовления еды и личной гигиены. Вместе с тем Казахстан не входит даже в число 25 стран с наибольшими запасами пресной воды. Говорим о ситуации со старшим преподавателем кафедры биологии и экологии КГУ им. А. Байтурсынова магистром биологии Сергеем КОЖЕВНИКОВЫМ.
На месте моря
– Сергей Константинович, какова в целом ситуация с питьевой водой в Казахстане и в Костанайской области в частности?
– В сравнении с южными областями, ситуация, конечно, лучше. Но и в масштабе нашей области она не везде однозначна. Если взять Сарыкольский и Узункольский районы, там подземные воды в основном соленые, минерализованные. Это связано с наличием большого слоя подстилающей породы. Общеизвестно, что несколько миллионов лет назад на территории нашей области существовало море, океан. Но не лучше ситуация и с поверхностными водами. Одна из проблем – сброс в пойму реки Тобол загрязненной воды различными сельхозпредприятиями. Это приводит к развитию в речной воде микроорганизмов, водорослей. В итоге растут затраты на очистку воды, ухудшается экология в целом.
И поливают вёдрами...
– И что же можно предпринять? У нас аграрный регион, нельзя ведь просто взять и запретить сброс?
– Начнем с того, что у нас нет государственной программы по водосбережению. Остро необходима пропаганда среди населения ресурсосберегающих систем. Нужно повсеместно внедрять капельное орошение. Наши системы полива давно устарели. Что говорить о хозяйствах, если даже в парках у нас происходит полив без всякого учета, я уже не говорю о таймерах. В частных подсобных хозяйствах, на дачах можно было бы вводить микрокапельный полив, который позволил бы экономить воду, а не тратить ее бездумно. Отсутствует культура полива. Заметьте, что у нас в городе практически нет газонов. Те, которые разбиты частными фирмами, магазинами – там везде просто поливают из шланга, даже без насадок. Я уже молчу о ландшафтном дизайне. Как у нас поливают клумбы? Просто потоком воды из водовозок. А ведь для этого в городе должен быть технический водопровод. В 80-е годы он был по крайней мере в Рудном. Сейчас у нас траву и деревья поливают одинаково. При строительстве новых микрорайонов о будущем озеленении никто не думает.
– А ведь озеленение – это отдельная отрасль городского хозяйства...
– Да, и она требует подготовленных кадров. У нас зачастую полив на улицах происходит так: вывели людей из учреждений на субботник и поливают ведрами. Но проблема еще и в том, что у нас практически невозможно купить современные комплекты для полива. Не поедешь ведь за ними в Алматы. На мой взгляд, бизнес мог бы наладить производство таких комплектов у нас. И производство, и приобретение подобных систем должно субсидироваться на госуровне, поощряться. Экономия воды должна стать государственным приоритетом. Сейчас ухудшилась ситуация и со снеговыми, талыми водами. Количество зимних осадков резко уменьшилось. Как следствие, не происходит достаточного наполнения озер, рек. Более всего это заметно в Торгайском регионе области, где уже наблюдается местами пересыхание природных водоемов. А ведь Торгай – это место с уникальной экосистемой, богатейшими рыбными ресурсами. Надо во что бы то ни стало сохранить это богатство.
Чистая не значит полезная
– Если вернуться к разговору о питьевой воде, мы ведь окончательно привыкли пить покупную, из бутылок...
– В бутилированной воде ничего плохого нет. Если на этикетке указано, что вода из природного источника, из скважины, то, в принципе, в ней сохранены все минеральные вещества, необходимые человеку. Также производитель обязан указывать, если вода просто очищена через систему обратного осмоса. Очищенная вода близка к дистиллированной, в ней нет необходимых солей, и постоянное ее потребление не может быть полезным. По закону фирмы-производители обязаны указывать, какую воду они нам предлагают. Здесь следует отметить, что в Костанае за последние пять лет значительно улучшилось и качество водопроводной воды. Это связано с использованием большего количества подземных вод.
Вообще, Костанайская область место уникальное: у нас линзы пресной воды соседствуют с линзами вод минерализованных, и при бурении скважины сложно угадать, какую воду в итоге получишь. Ведь сегодня нет единой карты вод, которую прежде составляли предприятия геологоразведки.