Что имеем и чего ждём?
Услуги по энергоснабжению в нашей стране регулируются государством. Поэтому тариф объявляют только после решения Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей области (далее – ДКРЕМ).
На общественных слушаниях генеральный директор ТОО «КЭЦ» Анаргуль Ускенбаева (на снимке) подчеркнула, что все аргументы предприятия взяты из реальных потребностей и экономически обоснованны.
Итак, проектируемая цена 1 кВтч электроэнергии составит 17,77 тенге без учета НДС. Это на 0,306 тенге, или на 1,77%, выше действующего тарифа. А с учетом НДС 19,90 против 19,56 тенге за 1 кВтч. Из этого тарифа затраты предприятия составляют 0,696 тенге. А также покупка электроэнергии – 43,7%, транспортировка – 53,1%. В заявленном тарифе снабженческая добавка составляет 5,5%.
Снабженческая надбавка
Что это? Поясняем: это все затраты в тарифе, которые составляют 0,696 тенге, или 4%, за счет которого существует предприятие. По словам Ускенбаевой, основная причина роста тарифа – включение фактических затрат предприятия на оказание услуг (снабженческая надбавка) в тариф.
– Утвержденная снабженческая надбавка не покрывает фактические затраты компании с 2016 года (на 1 кВтч составляет 0,696 тенге). При ее согласовании в последующие годы не учитывался уровень инфляции, рост цен на товары и услуги, – объяснила Ускенбаева.
Она добавила, что ТОО неоднократно поднимало этот вопрос перед рядом госучреждений, а потом подало иск в суд. Но требования предприятия были отклонены.
– В суде представители департамента пояснили, что у ТОО «КЭЦ» есть право вновь обратиться с уведомлением о согласовании предельной цены с учетом роста затрат по снабженческой надбавке. Что мы и делаем. Учитывая ежегодное изменение уровня инфляции, рост цен на товары и услуги, снабженческая надбавка в проекте тарифа с 1 ноября 2019 года заявлена в размере 0,973 тенге на 1 кВтч, то есть на 0,277 тенге больше, – сказала Ускенбаева.
семью.
Затраты
Ускенбаева отмечает, что предприятие существует за счет той самой снабженческой надбавки. В действующем тарифе ее доля составляет лишь 4%. Если тариф повысят, то доля надбавки составит 5,5%.
– Уровень снабнадбавки в тарифе не пересматривался более трех лет, но затраты компании с 2016 года неуклонно растут. В итоге предприятие несет убытки. Мы не защищены от воздействия внешних факторов – инфляции, роста цен на товары и услуги. В этом году превышение фактических затрат по снабженческой надбавке составит 126,9 миллиона тенге. Учитывая фактический ежегодный уровень инфляции 5-9%, снабженческая надбавка в суммовом выражении должна была вырасти, но на самом деле затраты в утвержденном на сегодня тарифе даже ниже на 50 миллионов тенге, чем в 2016 году, – уточнила директор энергоцентра.
Основные пункты расходов – затраты на оплату труда (60%), сырье, аренда и другие. Анаргуль Максимовна также акцентировала внимание на том, что в ранее согласованных тарифах прибыль не только не предусмотрена, а исключена.
Зарплата
Кто больше всех ждет повышения тарифа? Рядовые сотрудники КЭЦ, которые получают невысокую зарплату. Средняя зарплата в утвержденной
снабженческой надбавке по КЭЦ с 1 марта этого года составляет 91832 тенге. Но вместо гарантированного роста оплаты труда в ТОО наблюдается ее снижение. С января все работники предприятия стали получать на 5% меньше, а с октября уже на 20% меньше, чем было год назад.
– За первое полугодие в Казахстане произошел рост средней зарплаты на 8,6%. Рост в сфере энергоснабжения – 9,2%. Но фактическая зарплата в ТОО «КЭЦ» ниже на 21%. Из-за этого наши сотрудники массово увольняются, в том числе и квалифицированные специалисты. В этом году мы были вынуждены сократить сто кассиросборщиков, – продолжала приводить доводы Ускенбаева.
Она также попросила ДКРЕМ учесть при рассмотрении заявки поручение Президента Касым-Жомарта Токаева Правительству рассмотреть вопрос о стимулировании работодателей к увеличению фонда оплаты труда.
Другие расходы
Понятно, что зарплата не единственная статья расходов предприятия. Растут в стоимости и услуги сторонних организаций. Например, цены на ГСМ. Цена на бензин марки А-92 выросла до 155 тенге за литр. Рост с 2016 года составил 36%. Цена на дизтопливо сейчас 275 тенге за литр, рост за те же три года составил 66%. Напомним, КЭЦ обслуживает потребителей всей Костанайской области, а это более 120 тысяч квадратных километров. В некоторые населенные пункты, состоящие из 5-6 домов, для доставки счетов-извещений необходимо проехать более 100 км.
Затронули во время слушаний даже цены на бумагу (рост 64%). Почему вас должно это интересовать? По объяснениям руководства КЭЦ, ТОО закупает большой объем бумаги, так как расчеты за потребленную электроэнергию до потребителя доносят в платежном документе. Учитывая количество абонентов, это более 250 пачек ежемесячно.
Растет и количество потребителей. На долю КЭЦ приходится 36% от общего объема всех электроснабжающих организаций по области. От ТОО уходят крупные юрлица, но количество физлиц увеличивается, что делает ТОО социально значимым предприятием. А это тоже затраты и финансовые потери.
Озвучила Анаргуль Ускенбаева и сумму ожидаемого в этом году убытка. По прогнозам, она составит примерно 250 млн тенге.
– Сдерживание снабженческой надбавки в тарифе ставит под угрозу дальнейшее существование предприятия, которое работает с 2004 года и от судьбы которого зависит коллектив из 245 человек. Наша компания – последнее звено в схеме «выработка – передача – реализация электроэнергии потребителю». Именно приближенность к потребителю и возлагает на нас высокую степень ответственности за качество предоставляемой услуги. Повышение тарифа для нас не самоцель, а необходимость для осуществления основной деятельности по обеспечению надежного и бесперебойного энергоснабжения области, – подытожила директор энергоцентра.
Ответы на вопросы
Участники общественных слушаний задавали дополнительные вопросы. Первый: если у КЭЦ растет количество абонентов-физлиц, то и доходы должны расти.
Сотрудники КЭЦ ответили: потребление электроэнергии падает, так как от ТОО уходят крупные компании с большим объемом потребляемой энергии. Уходят к другим энергоснабжающим организациям, деятельность которых не подлежит регулированию со стороны государства. А в КЭЦ приходят небольшие предприятия, растет и количество физлиц.
– Легче обслужить пять крупных юридических лиц, чем содержать такой штат, как у нас. А мы – единственная организация, которая работает с физлицами, – отметила Ускенбаева.
Второй вопрос: почему ТОО «КЭЦ» закупает электроэнергию у производителя электроэнергии АО «СевКазЭнерго», которое тоже поднимает цены на свои услуги?
– Среднесуточное потребление электроэнергии КЭЦ составляет 100 мегаватт. Не каждая станция может отпустить такой объем. Станции не регулируются законом и продажу электроэнергии осуществляют по своему усмотрению. Все станции входят в энергетические холдинги и в первую очередь энергию поставляют в компании, которые входят в их холдинг. Продажу электроэнергии КЭЦ осуществляет по остаточному принципу. В этом году мы направили ряд коммерческих предложений станциям и получили следующие ответы. Экибастузская ГРЭС дешевле, но она продажу осуществляет через централизованные торги раз в месяц. Мы не можем рисковать и оставить целую область без электричества. «Алюминий Казахстан» отказал нам. Экибастузская ГРЭС-2 дороже, чем «СевКазЭнерго». Евроазиатская энергетическая корпорация отказала. Усть-Каменогорская ТЭЦ отказала по причине отсутствия техвозможности. В результате мы подписываем договор с АО «СевКазЭнерго» за 6,48 тенге. К сведению, данная цена является средней по рынку, – ответила Анаргуль Максимовна.
Третий вопрос: насколько повысится заработная плата сотрудников КЭЦ, если ДКРЕМ разрешит повысить тариф? Оказалось, что зарплата не повысится. КЭЦ обратился с просьбой поднять тариф, чтобы хотя бы сохранить нынешний уровень оклада сотрудников.
Когда ждать решения?
Судьба КЭЦ и потребителей теперь в руках ДКРЕМ. И.о. руководителя департамента Акан Ташпанов объяснил, что решение будет принято в 20-х числах октября. И если заявка ТОО «КЭЦ» будет удовлетворена, новый тариф вступит в силу с 1 ноября. В любом случае, решение будет опубликовано в «КН».