Казахстанские ученые и работники архивов в рамках спецпроекта «Архив-2025» ведут кропотливую работу по выявлению документов, связанных с историей Великой Степи.
Особый допуск
Недавно из командировки в Казань вернулась и. о. руководителя ГУ «Управление информатизации, оказания госуслуг и архивов» Салтанат ТАЩАНОВА (на снимке справа). Она единственный работник архива, включенный в группу по выявлению документов в зарубежных архивах наряду с ведущими историками страны.
Казань. Крупнейший культурный и промышленный центр Российской империи. Здесь учились многие выходцы из наших степей, составившие впоследствии цвет казахской интеллигенции. Наряду с этим Казань, игравшая роль академического центра азиатской части империи, веками концентрировала в себе все сведения, касающиеся Степи. В архивах столицы современного Татарстана хранится огромное количество книг, журналов, газет, образцов эпистолярного наследия, касающееся нашей истории.
Группа, работавшая в Казани в рамках спецпроекта «Археографические работы в зарубежных архивах и фондах по истории и культуре Великой Степи», состояла из трех человек. Салтанат Тащанова работала плечом к плечу с научным сотрудником Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Галией Шотановой и директором Института истории государства Буркитбаем Аяганом.
– Еще в 2000-х годах определенное количество документов было выявлено в рамках проекта «В потоке истории», – рассказывает Салтанат Тащанова. – В этом году нам удалось охватить еще большее количество документов, которые отложились в различных фондах Казани, благодаря тесному сотрудничеству с нашими российскими коллегами. Как вы знаете, документы в архивах любого государства предоставляются на платной основе. Для этих целей были выделены средства из республиканского бюджета. Но у нас с Татарстаном есть специальное соглашение, благодаря которому архивные документы были предоставлены нам на безвозмездной основе. Здесь я хотела бы от имени нашей группы выразить глубокую благодарность нашим татарским коллегам за содействие. Предстояло просмотреть огромный пласт бумаг. Сотрудники Государственного архива Республики Татарстан максимально облегчили нам эту работу.
Следует заметить, что задолго до командировки мы провели анализ тех документов, что у нас уже есть. Отметили также те документы, которые имеются в неполном виде. И на месте мы уже предоставили коллегам список того, что нам нужно. Работа была кропотливой. Мы были допущены ко всем документам в 28 фондах, где некоторые экземпляры порой не выдаются даже собственным исследователям.
На вес золота
Архивных дел, которые можно без преувеличения назвать ценными бумагами в историческом смысле, было выявлено, копировано в объеме... 1700 листов. Среди них – брошюра Мыржакыпа Дулатова «Оян, қазақ», которая прежде была в наличии лишь фрагментами. Также найдены фонды личного происхождения профессоров Ильминского и Мещанова, в частности, переписка об открытии учебных заведений в казахской степи. В фонде известного тюрколога Николая Катанова был обнаружен дневник его путешествия в Китай и Семиречье, отчет о его встрече с казахами в Урумчи в 1891 году.
– Очень многие бумаги написаны вручную, каллиграфическим почерком, – говорит Салтанат Тащанова. – Их еще предстоит расшифровать. Типографским способом выполнена благодарность за верность роду байулы от императрицы Екатерины II. Нашли ранее неизвестные сборники казахских пословиц и поговорок, а также сведения о казахских погребальных обрядах. Просмотрели мы фонды канцелярии губернатора Казани, попечителя Казанского учебного округа, бумаги мужской учительской семинарии, жандармского управления, Казанской земско-фельдшерской группы, ветеринарного института, где обучались многие наши соотечественники.
По словам Салтанат Тащановой, все найденные документы еще предстоит проанализировать, обработать, внести в перечень, и только после этого находки в оцифрованном виде будут приняты на хранение и станут доступными местным ученым-исследователям.
– Казань имела для нашей степи огромное значение, – считает Салтанат Нуртасовна. – Ее влияние на нашу историю трудно переоценить. И этому доказательство – архивные документы о создании у нас школ (медресе), выпуск учебной и познавательной литературы, а также то, какое внимание уделялось тогда ведению всех этих документов, обеспечению их сохранности и формированию архивов.
Фото предоставлено С. Тащановой