Едем дальше по нашей большой области. Курс на север – в Узункольский район, история которого завораживает.
За кладом!
Известный в области историк и писатель Сергей ВИНИЧЕНКО (на снимке вверху)стал в Узункольском районе нашим навигатором. Этот человек назубок помнит даты и знает, кажется, фамилии всех казачьих семей, которые жили здесь. Свой рассказ о районе он начал с Архистратиго-Михайловского монастыря, от которого сегодня остались одни воспоминания.
– Монастырь этот был километрах в двадцати от Троебратского, неподалеку от деревушки Макарьевка. Сегодня это территория Северо-Казахстанской области. Было дело, еще мальчишками мы на великах поехали к монастырю. Мечтали найти клад. Пока доехали, стемнело, ночевать устроились в заброшенных зданиях. Страшно было так, что не спали всю ночь, какое там золото?! – рассказывает Виниченко.
Повзрослев, Сергей всерьез заинтересовался историей монастыря. Сделал запрос в различные епархии и получил в ответ кипу документов. В своей книге «Пресногорьковские были» Виниченко пишет: «Супруга казачьего офицера Михаила Казина Анна, после скоропостижной смерти мужа в январе 1890 года, выдержав удар судьбы, приняла решение: основать на доставшемся в наследство земельном участке женский монастырь».
В конце XIX века, рассказывает Сергей Николаевич, в березовом лесу, недалеко от станицы Пресногорьковской, были вырыты землянки для монахинь. Анну Васильевну постригли в монашество с наречением имени Евпраксия. Монастырь обзавелся ветряной мельницей, кузницей, молотилкой, большим количеством лошадей, дойных коров. У самого дома игуменьи вырос красивый сад. Шесть сосен помнят её до сих пор.
– В 1921 году началось крестьянское восстание против Советской власти. Красноармейцы и отряды ЧОН подавили его и захватили монастырь, – говорит Виниченко. – Монахинь обвинили в том, что они снабжали оружием повстанцев, а игуменью увезли и расстреляли на льду озера. Она пролежала там всю ночь, а наутро лед оказался пустым. В народе разнеслась весть, что монахиня вознеслась на небо. Лишь спустя год открылась тайна её исчезновения. Оказалось, что той страшной ночью молодые монашенки тайно следовали за отрядом убийц. После казни они погрузили тело Евпраксии на телегу и привезли в монастырь. Но по сей день никто не знает, где покоится прах убиенной.
С 1924 по 1966 годы в монастыре располагался детский дом, который закрыли после того, как земли передали Северо-Казахстанской области. Со временем все монастырские здания разрушили, но до сих пор сюда приезжают паломники. На месте монастыря установлен крест и памятная доска.
Почти Карловы Вары
В Пресногорьковке еще крепко стоят стены того дома, в котором в 1891 году ночевал будущий российский император Николай II. Сергею Виниченко удалось отыскать копию дневника цесаревича, в котором он пишет: «...Остановился я в хорошем каменном доме одного казака. У входа стояли два почетных караула...»
Николай II в Свято-Никольский храм не заходил, спешил, но у ворот постоял, помолился. Железо на крыше бережет храм от непогоды со времен приезда цесаревича в 1891 году. Так оно и лежит, назло всем ветрам.
Пресногорьковский храм – самый старый в области. Его в 1805 году возвели казаки на самом высоком и сухом месте, между озерами Пресным и Горьким. За два с лишним столетия здание пережило немало потрясений. После революции с храма сняли колокола. Здесь была пожарная часть, потом зерносклад, клуб. Но пришло время снова собирать храм. Для колокольни уже возвели фундамент. Недавно местные жители во главе с настоятелем храма отцом Евгением закончили строительство домика, в котором разместили воскресную школу. Местный фермер Альберт Ризаев выделил 2 млн тенге на храм, сейчас на эти деньги здесь идет косметический ремонт.
К слову, люди хранят историю уникального здания и легенды о нем – про подземный ход, про озеро, дно которого усыпано монетами.
– Монеты, которые хранятся в нашем школьном музее, только малая часть того, что нашли на дне Пресного озера. По традиции каждый год 19 января во время Крещения казаки бросали в иордань монетки, – рассказывает Виниченко. – Озер у нас тут не меньше сотни и многие из них лечебные. Как-то приезжали москвичи из НИИ, взяли на пробу воду из Соленого озера. Оказалось, что в нем не хватает всего одного элемента, чтобы соответствовать воде Карловых Вар. Говорят, хотели построить здесь курорт, но посчитали и решили, что невыгодно. А из озера Мыльное до сих пор в Сосновый бор возят лечебную грязь. Я сам этой грязью вылечил спину.
Часы с гравировкой
Узункольская земля – словно кладезь различных мистических историй разных лет. И вот вам еще одна военного времени. 1 августа 1943 года близ села Богоявленка разбился военный самолет ИЛ-4.
– Через наш район на фронт перегоняли самолеты. ИЛ-4 – это огромный бомбардировщик, – говорит Виниченко. – Он попал в грозу, и молния ударила в мотор. Экипаж состоял из четырех человек, и о каждом я нашел всю информацию. Трое были с ранениями, поэтому на фронт их не взяли, отправили перегонять самолеты. Самому молодому командир приказал прыгать с парашютом, чтобы скорректировать посадку. Думаю, он просто хотел спасти ему жизнь. Но тот неудачно приземлился на лес, и никто в тот день не выжил.
После войны на место катастрофы приезжали родственники погибших летчиков.
– И вот совершенно невероятное продолжение истории. В 1975 году приехала сестра одного из погибших летчиков. Мой отец тогда был председателем сельсовета и возил ее на место падения. Трава была по колено, но она нашла в траве часы своего брата с гравировкой и датой – 1940 год. Она их завела и часы пошли! – удивляется Сергей Николаевич. – Мы с ребятами несколько лет назад в тех же местах нашли рычаг, который открывал подкрылок самолета. Теперь он хранится в музее.
Обелиск с места захоронения перенесли в центр села, которое скоро перестанет существовать, а прах погибших остался на старом месте и никак не обозначен.
На крыльях ветра
А в самом Узунколе есть уникальное сооружение – телерадиомачта (в народе – телевышка) высотой 365 метров. Это одно из самых высоких сооружений в СНГ. Специалисты иногда забираются на самый верх, чтобы поменять лампочки на вышке. Сергей Виниченко признается:
– Да если бы мне миллион заплатили, я бы на такую высоту не полез! Храбрость этих людей поражает.
Рассказывать историю родного района и ее удивительных мест Сергей Виниченко может часами. Он написал десятки книг, постоянно пополняет интересными экспонатами школьный музей. Уникальный житель уникального района…