Суицидолог, психотерапевт республиканского Центра психотерапии Сергей СКЛЯР провел в Костанае тренинг для психологов колледжей и вузов по профилактике суицидов.
– Сергей Владимирович, наша область в лидерах по случаям суицидов. Недорабатываем по профилактике?
– Еще в 2015 году вышел приказ по трем министерствам – образования, здравоохранения и внутренних дел – о внедрении проекта по превенции суицидов среди несовершеннолетних. Каждый регион должен был реализовать такого рода программу. А реализовали всего две области, и эффект есть. Почему у вас этого не сделали, не знаю. Проект разрабатывали эксперты ВОЗ, он нацелен на укрепление психического здоровья подростков и педагогов.
Порой для рокового решения у ребенка нет определенной причины. Поэтому к проблеме суицида нужно подходить с разных сторон. Это и взаимодействие с социумом, и умение обращаться за помощью. Причем это касается не только подростков. К сожалению, взрослые не умеют обращаться за помощью и, соответственно, не могут научить этому детей.
– Что мешает?
– Психологические барьеры, воспитание. Мы как говорим мальчикам: «Ты мужчина, решай свои проблемы сам». С одной стороны, это укрепляет мужскую психику, с другой – при кризисных состояниях может сослужить плохую службу.
– Как не пропустить у ребенка это самое кризисное состояние?
– Поведение ребенка при депрессии резко меняется, он становится другим человеком, вы его не узнаете. Взрослым необязательно знать медицинские нюансы, достаточно заметить эти изменения и поговорить.
Диалог важен и с педагогом. Учителям нужно работать с лидерами в классе, чтобы они распознавали тревожные симптомы и убеждали сверстников обратиться за помощью. На самом деле дети о жизни знают больше, чем взрослые. Они не боятся искать информацию. По рекомендации ВОЗ, когда происходят несчастные случаи в школе, необходимо их обсуждать с детьми.
Взрослые боятся, думают, что разговоры о суициде могут привести к суициду. Миф! К суициду как раз приводит то, что с человеком никто не говорит. Любой правильно построенный разговор, даже о смерти, несет в себе положительный эффект.
– Можно ли говорить о полноценной помощи, когда в школах один психолог.
– Я бы, конечно, начал с материально-технической базы психолога. А еще лучше сформировал бы устойчивость, коммуникабельность и психическое здоровье не только педагогов, но прежде всего администрации. Если директор будет понимать важность психологической работы, он решит несколько задач: раскроет в сотрудниках педагогов и снизит тревожность учебного процесса у детей.
Взрослым нужно начать с себя. Мы всё понимаем про других, но ничего не знаем о себе. Каждому думающему родителю советую обратиться к психологу. Профилактическая консультация не помешает. Психолог найдет особенности в поведении, эмоциональном состоянии человека, которые в кризисный момент сработают в негативе, и поможет преодолеть их.