Причина внутренняя...
По некрологу в Интернете было понятно, что Дэвин был ЛГБТ-активистом. А еще – талантливым фотографом, человеком, интересующимся Казахстаном. 16 октября ему исполнилось бы 18 лет. Он умер 1 сентября. Мы пытались дозвониться в школу, где учился Дэвин, но слышали автоответчик. На сайте школы нередко мелькало имя парня как победителя престижных конкурсов.
Странички приемных родителей Дэвина в соцсетях давно не обновлялись. Но по ним понятно, что отец Уэйн Такабери востребованный программист, сотрудничал со многими известными фирмами в США. Раньше мужчина часто выкладывал фото Дианы (американское имя Айсулу, пока она была девочкой). Мама Кэтлин Такабери изготавливает ювелирные изделия, которые продаются в галереях Бостона. Имя Кэтлин упоминается среди активистов организации «Kazakh Аul». Ее участники занимаются популяризацией казахских традиций в США и Канаде. Дэвин, кстати, поддерживал связь с казахской диаспорой.
С нами согласилась поговорить подруга Дэвина (так она себя назвала) Тайла Дэзи. Говорит, они сошлись на теме любви к фотоискусству.
– Причина смерти – внутренняя, – объяснила девушка. – Он совершил суицид. Дэвин боролся сам с собой, ведь был трансгендером (человеком, который не удовлетворен своим био логическим полом. – Прим. авт.) Постоянно находился в депрессии, жаловался на плохое самочувствие, ему даже приходилось оказывать помощь. Ему становилось всё хуже, хотя родители его во всем поддерживали. Он был великолепным фотографом, и я буду очень скучать.
Журналист-фрилансер Алия Ашим посетила дом Уэйна Такабери. Он сообщил, что примерно пять лет назад дочь Диана призналась, что хочет быть мальчиком. Родители были шокированы, но поддержали ее. При этом физически Диана трансгендером не стала. В последние годы характер Дэвина очень изменился, с ним было трудно справляться, он даже учился управлять эмоциями в клинике. Отец Дэвина подтвердил, что сын совершил суицид.
Под присмотром?
Казалось бы, когда молодой человек испытывает такие психологические сложности, обращается в клинику, не должны ли начать бить тревогу и наши надзорные органы? Ведь до 18 лет наши усыновленные дети имеют двойное гражданство, их жизнь должна быть на контроле консульств.
Управление образование Костанайской области ответило на наш запрос. Да, иностранные усыновители обязаны в первые три года раз в шесть месяцев, а потом каждый год до достижения ребенком 18 лет предоставлять отчеты об условиях жизни, обучения, воспитания и о состоянии здоровья ребёнка. Отчет предоставляется в загранучреждения Казахстана по месту жительства ребенка.
Если отчета нет или он предоставлен не вовремя, деятельность агентства по усыновлению, представлявшего интересы этих родителей в нашей стране, подлежит досрочному прекращению.
- Органы опеки фиксируют только поступление отчетов, но не их содержание, - пояснили нам.
Были ли отчеты о жизни Дэвина, знали ли наши загранучреждения, что Айсулу уже Дэвин, в ответе ни слова. Думается, если бы знали, уже бы отчитались об этом...
Не только за границей, но и внутри страны
Всякий раз, когда до нас из-за границы доходят тревожные новости про наших усыновлённых детей, звучит призыв менять систему. Команда уполномоченной по правам ребенка в РК Аружан Саин подготовила для нас ответы по ряду вопросов.
– В Facebook Аружан Саин недавно писала о недостаточной прозрачности в работе агентств по международному усыновлению. Что имелось в виду?
– Эти агентства берут деньги за ряд услуг: помощь при оформлении документов, поиск нужного ребенка... Стоимость услуг от 13 до 39 тысяч евро, зависит от страны. Мы изучали сайты, отзывы. Звучит, что якобы на местах в Казахстане имеет место коррупционная составляющая. Кто-то просит благотворительную помощь, другие не откажутся от подарка. Вот поэтому мы направили запрос в Комитет с целью сделать работу таких агентств прозрачной.
– В начале года СМИ сообщали, что в Казахстане начнет работать Национальное агентство по усыновлению. Где оно?
– Его предлагали создать на базе домов мамы. Дома мамы – это хороший пример, когда мы убеждаем женщину, что материнство – это лучшее, что могло случиться. Нацагентство – большой проект, который регулировал бы все вопросы по усыновлению, в том числе международному. Чтобы мы знали, куда попали дети не только за границей, но и внутри страны. Елбасы поддержал. Но проект до сих пор в Мажилисе.
– Достаточно ли сегодня мер для отслеживания жизни наших детей в иностранных семьях?
– Консульских проверок достаточно, но в некоторых странах уполномоченный по правам ребенка может участвовать в них. В той же России уполномоченный – госдолжность, а не общественная.
– Имеет ли право вмешаться Казахстан, если несовершеннолетний, усыновленный в РК, принял решение сменить пол?
– В США человек с 16 лет сам несет ответственность за свою жизнь. В некоторых американских школах есть отдельный туалет для тех, кто еще не определился, кто он. Есть учащийся, который считает себя камнем. И это его право, к счастью или к сожалению. В каждой стране свои законы, и наши дети соблюдают их.
Около 9 тысяч казахстанских детей усыновили иностранцы за годы независимости РК, сообщает 24.kz Тенденция идёт на спад. В 2019-м иностранцы усыновили всего восемь казахстанцев, сообщила "КН" депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Аронова.
"Количество детей в наших детдомах уменьшается. К слову, усыновлять детей из Казахстана имеют право все страны, присоединившиеся к Гаагской конвенции. А вот американцам это запрещено из-за нарушений отчетности. Право следить за усыновленными за границей принадлежит консульствам, здесь и не удалось найти общий язык с США".